«Что может выглядеть более Жалким, чем человек, открыто отвергающий всякую Власть и в то же Время Слепо подчиняющийся Диктату своих Чувств, которые влекут его, куда им вздумается» (с)…
Свобода. Как много в этом слове, за нее сражались и гибли, за нее поднимали революции и бунтовали, ради нее убивали и совершали подвиги. Но мало кто задумывался, а что есть эта самая настоящая свобода? В чем ее подлинная суть?
Разве свобода – это и есть то, что усердно пропагандирует западный мир? Потакание прихотям, разврат и интоксикации? Люди испокон веков стремились свергнуть власть сильных, и это стремление выразилось в сегодняшней демократии. Но может ли человек быть внешне свободным, если он внутренне зависим от своих желаний, страхов и прочих психологических явлений?
Нет, это невозможно, хоть демократия, хоть выборы, хоть разврат… настоящие оковы всегда внутри. Настоящее сражение за свободу всегда происходит внутри, оно и называется поиском истины или духовной практикой. И главный враг здесь – не злой далекий дядя, тиран или деспот. Самый страшный враг свободы – это сытый и довольный раб.
Ни для кого не секрет, что прошлое создает будущее, касается это как всей мировой истории, так и жизни каждого отдельного человека. То есть каждый человек обусловлен влиянием своего прошлого, это явление часто называют кармой, или судьбой. Выход за пределы этого влияния называют просветлением или пробуждением от сна и пребывания в иллюзии.
Что вы сделали ради своей свободы? Каков первый шаг к свободе? Каким образом карма держит нас в своих тисках? Как так получилось, что мы не можем контролировать ничего, даже свои мысли? Ведь задумайтесь, никакой свободы у нас на самом деле нет, никакой свободы выбора. Все что мы делаем, говорим, чувствуем и думаем, обусловлено, будто и нет нас вовсе, а есть только программы, работающие по заданному когда-то механизму.
Мудрейшие из людей испокон веков стремились свергнуть с себя оковы собственного невежества и обрести ту самую заветную свободу. Для этого они совершали страшные аскезы, давали причудливые обеты, уходили в монастыри, пещеры и пустыни, годами истязали тело и налагали на себя тяжелые эпитимьи. Но все это внешнее, главное – это конечно, то, что внутри. И самое смешное здесь то, что ради той самой подлинной свободы вовсе не нужно ничего делать.
Ведь на самом деле мы ничего никогда не делаем, мы просто не являемся тем, кто делает. Нет, мы не программы, но те, кто отождествил себя с программой. Но чтобы понять это, придется совершить не одну аскезу и прожить не одну жизнь. Состояние неделание вовсе не предполагает внешнего бездействия. В разных традициях оно называлось по-разному: осознанность, наблюдение за умом, служение и выполнение своего долга. В изучении и практике всех этих явлений, которые, по сути, являются одним (ну или на худой конец – разными этапами) – ключ к подлинной свободе.