Омываемый теплыми водами Бенгальского залива, эпический Пури на восточном побережье Индостана – родина и центр традиции поклонения Джаганнатху. Ярко разрисованные деревянные идолы Властелина Вселенной, его сестры Субхадры и брата Балабхадры свидетельствуют о древних аборигенных корнях культа, позднее слившегося с индуизмом. Примечательно, что в официальной пуранической легенде первым преданным Шри Джаганнатха (в форме деревянного идола Нила Мадхава) упоминается член дравидийского племени шабаров, некий Вишвасу. Кроме того, людям из этого племени позволено выполнять работы для храма, связанные с обработкой древесины, что позволяет провести определенные аналогии. Восточный из святынь Чар Дхам – четырех принципиально важных мест для всех течений индуизма, определенных еще в VIII веке Ади Шанкарачарьей, еще называют Пурушоттама кшетра (в честь одного из имен Вишну). Упоминания о Джаганнатхе и Пури встречаются в нескольких Пуранах, но подробнее всего легенда о возведении храма на месте кремации Кришны царем Индрадьюмной описывается в Сканда Пуране. Традиционно индуизм подразумевает единство всего сущего, поэтому вайшнавы почитают Джаганнатха как Вишну – Кришну, шиваиты же, как одну из манифестаций Шивы, Бхайраву. Бимала Шактипитха – одно из мест кремаций Дэви, убедительно раскрывает концепцию индийской философии об общности всех проявлений божественной природы. Помимо всего прочего некоторые исследователи полагают, что храмовая триада символизирует три базовых буддийских принципа: Будду, Дхарму и Сангху, что не лишено оснований, так как на территории Ориссы находятся древнейшие памятники буддистов. Адепты культа особо подчеркивают, что Шри Джаганнатх – покровитель всего человечества независимо от расы, веры и социального положения, и право почитать его не является прерогативой какой — либо отдельно взятой секты. Считается, что особую милость он дарует самым нищим, изувеченным и бесправным группам людей. Пурушоттама (и весь регион северо – востока) – колыбель гаудия вайшнавизма (кришнаизма), средневековой духовной традиции, основы который заложил Чайтанья Махапрабху, проживший в Пури 16 лет. В современно мире гаудия вайшнавы больше известны как кришнаиты благодаря деятельности Исккон, популяризовавшей духовную экзотику Индии на западе, используя благодатную почву психоделической революции 60-70х. Кришнаиты отличаются от большинства духовных течений индуизма ярко выраженным дуализмом, что позволяет утверждать о мусульманском влиянии на его формирование. Каждый год в день рождения Кришны в городе проводится крупный фестиваль, Ратха Ятра (праздник колесниц), когда божества выходят на прогулку в специально созданных циклопических колесницах из дерева, богато оформленных и украшенных. Существует поверье, что тот, кто бросится под колесницу Владыки Вселенной, обретет освобождение от бесконечных перерождений.
Пури усеян сотнями разнообразных храмов, ашрамов и монастырей всевозможных индуистских сект. Но основная масса людей спешит в древний Шри Джаганнатх Мандир, приобретший современные очертания примерно в XI веке. Впрочем, многие исследователи доказывают, что на этом месте храм существовал как минимум с VII века. Шикхара мандира достигает высоты 65 метров, возвышаясь над Пури огромным каменным колосом. Джаганнатх мандир – это центр жизни в городе. Постоянный конвейер из пилигримов, многочисленных работников храма, нищих и прокаженных, ищущих милости главного божества. Ежедневно 150 поваров готовят там прасад, который затем раздается или продается немыслимому количеству паломников. Несмотря на высокодуховные общечеловеческие и альтруистические качества Джаганнатха, в храм пускают далеко не всех, в том числе и бледнолицых. Подобная ситуация без прикрас обнажает суть индуистского жречества, зацикленного на обрядовости духовного процесса, а не на изначальной философии, недвусмысленно указывающей на равенство всех живых существ. Путешественникам и белым кришнаитам приходится довольствоваться видами мандира снаружи, что не мешает охватить его размеры. Рядом есть несколько зданий, с крыши которых можно заглянуть в запретное царство Джаганнатха. В целом, Пури оставляет впечатление города реакционного, нетерпимого индуизма. Во многие храмы белых не пускают. Брамины здесь в большинстве своем крайне наглые, гордо выставляя свои брахманские шнуры напоказ, не стесняются грубым образом требовать бакшиш за посещение единственных открытых для иностранцев мандиров. Тем не менее, в городе и окрестностях существует несколько лояльных мест, где остались еще следы классической мудрости индийской философии, не ведающей мелких повседневных границ и не столь фанатичные.
Advaita Brahma Ashram или как его еще называют Тотапури ашрам скрыт от посторонних глаз и находится за чертой города, на холме, полностью покрытом джунглями. Внутри расположен массивный храм – самадхи Шри Бабы, а также несколько кирпичных одноэтажных домиков, в которых живут немногочисленные обитатели ашрама и брамин со своей семьей. Ашрам, следует заметить, поражает своей простотой, тишиной, чистотой и уютом…Пальмы, сосны, заросли кешью, птицы…. Здесь живут приверженцы адвайта веданты, краеугольного камня индуистской философии, основоположником которой выступает все тот же Ади Шанкарачарья. Ашрам не очень популярен в основной массе паломников, заполонивших сам Пури в стремлении получить важный даршан. Лишь изредка туда приезжают небольшие семьи индийцев, иногда на него натыкаются редкие белые путешественники. Если произвести хорошее впечатление на жителей ашрама, можно провести здесь некоторое время. Для жилья доступно несколько очень простых комнат.
История жизни Тотапури Бабы покрыта тайной. До сих пор непонятно, тот ли это Тотапури который еще в XIX веке обучил Парамахамсу Рамакришну адвайте, или же это другой садху, сильно похожий на первого внешне. Надводная часть айсберга его долгой жизни (предполагается что он прожил около 300 лет) изобилует описаниями волшебных событий и мощнейших проявленныхсиддх. Сам Баба не любил распространяться на эту тему, и скорее всего, он поступал так для того, чтобы избежать ненужного внимания и саморекламы.
Скачать единственный перевод на русский язык книги Моники Митры о Тотапури Бабе можно по ссылке:
Скачать или в разделе Yoga.
В центре, на Main Beach Rd, находится малоприятная пляжная туристическая зона.Там многочисленные отдыхающие индийцы придаются обыденным радостям курортного отдыха, не забыв предварительно получить даршан Джаганнатха. Индийский курортный отдых имеет свои особенности: женщины купаются исключительно в одежде (как и многие мужчины), в океан заходят не глубже чем по пояс, и любят освежаться все вместе (то есть огромной толпой). Индивидуализм слабо развит во всех сферах жизни индийцев, и отдых здесь не является исключением.
Chakratirtha Rd – небольшой туристический район, пока еще сохранивший малозаметные следы эпохи Great Hippy Trail, когда город был облюбован исследующими азиатские просторы хиппи. Впрочем, многие вернувшиеся сюда через 30-40 лет удивляются, куда испарился пляжный рай: пальмы вырубили, вместо бунгало построили множество бетонных гостиниц, и вообще, многое загадили в типично индийском стиле. Тем не менее, кое — что напоминает об азиатском марше детей цветов на восток. В конце улицы расположен небольшой Bhanga Government Shop, продающий дешевую ганджу, легальную в Пури. Нельзя сказать, что местный сорт галлюциногенных грибов, p.cubensis orissa тут распространен, но иногда местные дельцы ненавязчиво предлагают их путешественникам. Разумеется, любители острых ощущений должны быть начеку, так как о реальном содержимом «грибов» от местных бизнесменов можно только догадываться. Не смотря на гордый титул «Золотые пески Пури», в черте города нет действительно хороших пляжей. На Chakratirtha Rd пляж, конечно, поуютнее, чем на Main Beach Rd, но совершающим омовение в Бенгальском заливе белым путешественницам все равно приходится замечать на себе голодные взгляды местного мужского населения. Внимание немного назойливое, но вполне безобидное. Местных мужчин можно понять, увидеть такую экзотику, как девушка в купальнике, многие могут лишь по телевизору.
В поисках альтернативы можно отправиться на дикие пляжи. Ближайший находится рядом с Chakratirtha Rd, путь к нему ведет через университет, что рядом с рыбацкой деревней, затем надо следовать сквозь джунгли. Вообще, до него можно дойти пешком напрямую от главного пляжа следуя на север через рыбацкую деревню, правда прогулка эта непростая, так как идти придется через самый загаженный пляж в мире, обильно усеянный помоями и плавящимся на солнце калом. Лучше всего совершить получасовой трип на велосипеде на другой конец города через Main Beach Road. Данный вариант более пригоден для купания – идеальный девственный пляж без мусора на берегах и нервирующей любопытной публики. Правда, для его достижения придется форсировать небольшую речку.