Манали (2 000м), расположенный на реке Беас, получил название в честь прародителя человечества Ману, высадившегося здесь после окончания всемирного потопа. В наши дни, на том самом месте находится резной химачальский Храм Ману из дерева и камня, имеющий ярко выраженные следы языческих культов аборигенного населения, позднее влившихся в традиционный индуизм.
Согласно Матсья Пуране, первой и самой древней из Махапуран, Ману умывался в реке, когда к нему подплыла маленькая рыбка, умоляя уберечь от смертельной опасности. Он взял рыбку с собой, но та с каждым днем начала увеличиваться в размерах: вначале она плавала в горшке, затем в корыте, потом озере и, наконец, достигла настолько гигантских размеров, что целого океана, казалось, будет для нее недостаточно. В благодарность за оказанную помощь рыба предупредила Ману о грядущем мировом потопе и посоветовала соорудить ковчег, в назначенный час собрав на нем по паре всех животных, семена растений, семь изначальных риши и их жен. Согласно классике жанра, загадочной рыбой оказался сам Вишну, а точнее его первая аватара, Матсья. Более поздняя Бхагавата Пурана приводит несколько иную версию мифа, в соответствии с которой Вишну проявился в форме рыбы, для того чтобы наказать демона Хаягриву, исподтишка выкравшего у Брахмы одну из вед и затаившегося в самой темной бездне океана.
История другого популярного храма Манали, Хадимба Дэви, напрямую связана с известным индийским эпосом Махабхарата. Во время вынужденного изгнания Пандавы прожили несколько лет в химачальских лесах. Как — то раз, по глупости, на сильнейшего из пятерых братьев, Бхиму, напал огромный ракшас Хадимб. Бхима без труда расправился с грубым великаном, а затем женился на его сестре Хадимбе. Союз демоницы и Бхимы породил могучего воина — Гхатоткачу, позже сражавшегося на стороне Пандавов в кровопролитной битве на поле Курукшетра и ценой своей жизни принесшего победу.
Мифический ореол Манали распространяется и на соседнею деревню Вашишт, известную своими горячими источниками и сказочными храмами Рагхунатха и Васиштхи, божественного мудреца, гуру Рамы. Считается, что здесь находился его ашрам. Белоснежный хребет Пир Панджал с пиком Индрасан (6 221м) накладывает окончательные штрихи на мистический образ гималайской деревни. Многоуровневый водопад Йогини, в паре километров от Вашишта, ошеломляет своим масштабами: ледяной поток, с грохотом низвергающийся со скал, не прерывается ни на минуту, неустанно питая расплавленным снегом и льдом бурный Беас.
Манали — последний крупный населенный пункт перед перевалом Ротанг Ла (3 978м). Подобное обстоятельсво дает возможность совершить остановку, отдохнуть или позаботиться о трансфере в этнографически уникальные гималайские регионы Ладакх, Лахаул и Спити, близкие по духу и культуре соседнему Тибету. Путь через перевал открывается не ранее мая, а закрывается в ноябре, соответствуя началу и окончанию основного туристического сезона в Манали.
Центральная часть города находится в руках индийских туристов, массово спасающихся от испепеляющей жары в горной прохладе. Обычно, здесь проводит свои отпуска индийский средний класс; работяги с семьями или с друзьями; молодожены в медовый месяц и прочие, общими усилиями создавая традиционную суету, шум и грязь. Ввиду таких обстоятельств неприхотливые любители размеренного и созерцательного отдыха обычно селятся в Олд Манали или уютном Вашиште, по ту сторону Беаса. Впрочем, редкие вылазки из Олд Манали в центр по базовым организационным вопросам нисколько не напрягают, в особенности если следовать через живописный кедровый парк.
Гималайская природа, самобытное культурное наследие и высокогорный треккинг — далеко не все особенности Манали, благоприятным образом сказывающиеся на неослабевающем потоке путешественников с запада. Дело в том, что издавна весь регион славится, как центр производства чараса высочайшего качества, известного как «Manali cream». Само словосочетание со временем превратилось в неофициальный бренд, используя который, торговцы гашишем всей северной Индии пытаются впихнуть незадачливым западным раста свой второсортный товар. Разумеется, далеко не весь чарас продаваемый в Олд Манали и Вашиште это знаменитый Manali cream (хотя любой торговец будет кляться что это “the best quality”), но, несомненно, осенью, во время сбора урожая, шансы заинтересованных эстетов отведать то самое «quality» увеличиваются во много раз. Как бы то ни было, в сезон (с апреля по октябрь, с небольшими паузами) Олд Манали и Вашишт пестрят от обилия хипповой публики разной степени адекватности. На время сезона дождей шумная гоанская тусовочка перебирается в Манали или аналогичные места в долинах Куллу и Парвати. Особую популярность Олд Манали имеет у израильтян — дембелей, попускающихся после тягот армейской службы в пустыне. Публика эта, за небольшими исключениями, наглая, шумная и неприятная. Данный момент определенно следует учитывать при выборе жилья. Если в гестхаусе есть признаки дембельской компании — стоит не раздумывая продолжить поиски, ибо мест для спокойной жизни в Олд Манали имеется предостаточно. Озабоченные массовым оттоком молодежи в гойскую Индию, и сопутствующей праздной жизни потери «нравственности», израильские духовники учредили в деревеньке мини синагогу, на случай если пристыженные израильтяне захотят раскаяться за участие в языческих ритуалах, связанных с неконтролируемым курением чараса. Отельеры из числа местных жителей (гордых и культурных химачальцев) иной раз сквозь зубы проклинают одичавших от свободы дембелей после очередной пьянки, повредивших гостиничное имущество, нажитое непосильным трудом; но сделать ничего не пытаются. Отказываться от туризма, значит отказываться от относительно безбедной жизни.
Дели находится всего в 500 км от Манали. Между городами постоянно курсируют удобные кондиционированные автобусы, типа sleeper, semi sleeper и так далее. Время в пути занимает не менее 15 часов. В сезон, в высокогорные Ладакх, Спити и Лахаул регулярно ходят автобусы и shared джипы.