Айодхья

В Гаруда Пуране сказано, что человеку дается шанс обрести мокшу в одном из 7 священных городов (Матхура, Харидвар, Айодхья, Дварака, Варанаси, Удджайн и Канчи). Древнейший город Айодхья находится неподалеку от Файзабада, на реке Гхагра, спускающейся с ледников непальских Гималаев. Паломничество в Айодхью играет принципиально важное значение среди индуистов, царь Рама — одна из самых почитаемых аватар Вишну, был рожден здесь, в столице древнего царства Каушала, построенной еще самим Ману, прародителем человечества. Мудрец Вальмики, живший в Айодхье в средние века, подробно изложил жизнеописание Рамы в фундаментальном индийском эпосе Рамаяна. В связи с множеством эпических событий город часто упоминается в большинстве классических ведических писаний, а Атхарва Веда характеризует его не иначе, как «Город, выстроенный самими Богами, не уступающий по красоте и богатству обителям небожителей».

Согласно официальной науке, Айодхье не менее 2 500 лет, хотя некоторые ученые склонны полагать о существовании здесь прото поселения еще в 3 000 году до н.э. На заре своего становления это был в прежнюю очередь крупный буддийский центр (считается, что Будда неоднократно бывал здесь, что правда не подтверждается письменными источниками). Находившийся вначале под управлением Маурьев город достиг пика наивысшего культурного развития после прихода к власти династии Гупта. В соответствии с джайнской мифологией в Сакете (древнее название Айодхьи) родились пятеро Тиртханкаров, в том числе и первый Ришабха, основатель джайнизма. Самый последний из них (24й по счету), Махавира, посещал город в течении жизни. Эти события ставят Айодхью в один ряд с другими важными местами паломничества для джайнов. Все правители древних государств, в состав которых в разное время входила Айодхья, достаточно терпимо относились ко всем дхармическим религиям, что несомненно способствовало общественному прогрессу, развитию культуры и философской мысли. В качестве отголосков древних времен в городе сохранились немногие буддийские и джайнские древности, есть и несколько современных храмов.

С началом мусульманских вторжений отсутствию религиозных предрассудков постепенно приходил конец. Многие индуистские, буддийские и джайнские святыни были разграблены, а на их месте возведены мечети. Вопиющий пример невежества исламских правителей — разрушение храма Рама Джанам Бхуми Бабуром в XVI веке, возведенного на месте рождения Рамы. Взамен, Бабур построил мечеть Бабри, в наши дни ставшую символом раздора между индусами и мусульманами Индии. В 1992 году толпа радикально настроенных индуистов (около 150 000 человек) под руководством националистической партии Вишва Хинду Паришад, неоднократно призывавшей восстановить Рама Джанам Бхуми, разрушило заброшенную мечеть. Эти события породили общеиндийские волнения с массовыми беспорядками и многочисленными жертвами среди мирного населения. По некоторым данным погибло около 2 000 человек, преимущественно мусульман. Ради справедливости стоит отметить, что, действительно, ранее на спорной территории был индуистский храм, что подтвердили археологические раскопки в 2003 году. Пассивная роль индийского правительства, закрывавшего глаза на неоднократно проводимые мирные демонстрации с требованием восстановить историческую справедливость, сыграла не самую лучшую роль в конфликте, усилив общественное напряжение, вылившееся в итоге в всплеск насилия. На месте взорванной мечети должны были построить храм — но вот уже спустя почти 20 лет Шри Рама Джанам Бхуми больше напоминает брутальную казарму. Чтобы попасть туда, надо сдать все деньги, электронику, ремни и пройти сквозь ряд огороженных колючей проволокой коридоров, где и женщин и мужчин обыскивают по 5-6 раз.

Вишва Хинду Паришад, сыгравшая центральную роль в вышеописанных событиях, в традиционном смысле слова с натяжкой подходит под определение «националистическая». Главные цели партии — сплочение индийского общества на базе дхармических религий независимо от национальности, касты и цвета кожи; сохранение и приумножение самобытной индийской культуры и мысли, освобождение ее от влияния аврамических религий; введение общих законов для населения, независимо от вероисповедания (индийское правительство поддерживает религиозные меньшинства страны, юридически выделяя их из общего населения). В долгосрочной перспективе целью общества является сплочение и усиление всемирного индуистского братства, в которое может войти каждый человек, следуя общечеловеческим жизненным ценностям, базирующимся на наиболее гуманистических позициях индуизма. Общечеловеческий вектор идеологии организации можно проследить по материалам съезда партии, прошедшего в 1988 году в Непале — на нем было принято постановление о необходимости возврата населения России в ведическую веру, связь с которой была утеряна с принятием христианства.

В наши дни, Айодхья — небольшой с населением в 50 000 человек городок, наполненный сказочной и трогательной архитектурой, часто заброшенной. Движение транспорта в основном ощущается на главной улице, ведущей в Файзабад; параллельные ей улочки тихи и малолюдны. Население пока еще не испорчено белыми туристами — цены не завышаются, многие жители совершенно искренне стараются помочь, рассказывая о храмовых достопримечательностях или приглашая в гости. В отличии от Рама Джанам Бхуми большинство популярных храмов не переполнены, и для их посещения не требуется стоять в очереди. Канак Бхаван, Хануман Гхархи, Нагешварнатх, Сварг Двар, Рамкот, Лакшман гхат, Мани Парбат и другие интересные места компактно расположены, поэтому познавательная прогулка по Айодхье не займет много времени, взамен наградив сплошным эстетическим удовольствием. Кроме того, ежегодно в городе проводятся несколько красочных фестивалей: Рам Лила, Рам Навми Мела и др, во время которых сюда приезжает великое множество паломников, ставятся небольшие постановки по сюжетам Рамаяны, играет классическая индийская музыка, демонстрируется мастерство традиционных танцев, таких как катхак и др.

В Айодхье почти нет мест, где можно было бы остановиться, за исключением десятка обшарпанных дхармасал для индийский паломников. Ходят слухи о приемлемом варианте неподалеку от ж/д станции — UPSTDC Yatri Niwas отель, но конкретных отзывов пока нет, плюс ко всему из-за постоянного потока паломников мест в нем может не оказаться. С едой тоже непросто — в городе имеется лишь ограниченное количество дхаб. Оптимальнее всего, будет остановиться в соседнем Файзабаде, где есть как минимум 3 отеля среднего уровня. Krishna Palace, Abha Hotel и Hotel Shane Awadh. Последний считается самым приемлемым в соотношении цена/качества, поэтому здесь редко появляются свободные комнаты ценой в 300 — 500 рупий. В двух других придется отстегивать не менее 700 рупий в день, правда за вполне приличные комнаты с горячей водой. В отелях есть рестораны, где будет несложно решить вопрос с едой.

Добираться до Айодхьи или Файзабада удобнее всего из Варанаси (поезд 4 часа), Дели (поезд 19 ч) или любых других крупных городов по этой ж/д ветке. Из Горакхпура ходят постоянные рейсовые автобусы до Файзабада (5ч).

Добавить комментарий