Шива – это Гималаи, поэтому, одно из фундаментальных мест его почитания находится глубоко в горах, на высоте около 3 600метров над уровнем моря. В Кедарнатхе Шива проявляется в своей аскетичной форме – здесь мало кислорода, дуют пронизывающие ветра, а летом, кроме небольшой травяной подстилки, ничего не вырастает. Могучий пик Кедарнатх (6 640 м) неприступной стеной возвышается над храмом. Большую часть года суровый и негостеприимный пейзаж окружает поселок – только скалы и снег…
О самомсеверном из 12 Джьйотирлингамов достаточно подробно рассказывается в Махабхарате. После победы на поле Курукшетра, Пандавы решили искупить вину за братоубийственную войну, попросив благословения у Шивы. Махадэв, не желая давать даршан, спешно покинул Варанаси и спрятался от пятерых братьев в Гуптакаши, неподалеку от Кедарнатха. Настойчивые Пандавы добрались и туда, но Шива был ужевысоко в горах: приняв образ быка, он затаился в стаде в одной из долин. Одержимые решимостью, братья обнаружили стадо с Шивой —Быком и стали поочередно прощупывать каждого из них, надеясь обнаружить Его. Бхима, самый сильный из Пандавов, схватил одного из быков, но внезапно тот ушел под землю, оставив снаружи лишь спину. Другие 4 части тела быка — Шивы проявились в других местах Гархвала: руки — в Тунгнатхе, голова – в Рудранатхе, туловище — в Мадхьямахешваре, а волосы — неподалеку Калпешвара. Группа из пяти храмов, построенных Пандавами в этих местах, для того чтобы умилостивить Махадэва, получила название Панч Кедар. Пораженный напором и преданностью, Шива благосклонно освободил братьевот греха братоубийства. Среди шиваитов существует особый порядок посещения святынь Панч Кедара: вначале идет имеющий принципиальное значение Кедарнатх, затем Тунгантх, потом Рудранатх, Мадхьямахешвар и Калпешвар. Для большинства индуистов Кедарнатх — это одно из немногих мест, где все их мольбы могут быть услышаны и реализованы. Еще совсем недавно наиболее решительные преданные Шивы бросались вниз с одной из скал над поселком, надеясь таким образом получить освобождение от колеса перерождений и воссоединиться с Шивой в его божественной обители. Кедарнатх мандир традиционно связан с Ади Шанкарачарьей, реформатором индуизма, самадхи которого находится позади храма. По легенде, завершив земную миссию, он вошел в скалу, оставив после себя лишь посох. Узкая тропинка, петляющая на одном из холмов, ведет к озеру Чорабари, известному еще как Ганди Саровар. Над его водами был развеян пепел общенационального героя Индии, Махатмы Ганди. Другое интересное для посещения место -идол Бхайравнатха, защитника мандира, в 15 минутах ходьбы вверх от Шри Кедара.
Большую часть года занесенный снегом Шри Кедарнатх доступен лишь с мая по октябрь. Брамины храма и идол на зиму перебираются в соседний Укиматх. С апреля на горных дорогах Уттаркханда начинают появляться целеустремленные садху с нехитрыми пожитками за плечами. Они преодолевают весь путь от Ришикеша до Кедара пешком, прося подаяние и ночуя под открытым небом. Некоторые из них, Дигамбара — «облаченные в небо», идут полностью обнаженными. В большом количестве собираясь у храма, садху занимаются привычными делами: греются у костров, без конца раскуривают чиллумы и неторопливо общаются друг с другом или паломниками. Многие из нихпроводят в Кедаре все лето, возвращаясь на равнины ближе к осени.
Забитые пилигримами со всей Индии автобусы обычно начинают путь к горной святыне из Ришикеша или Харидвара. Дорога до Гаурикунда, ближайшего места к Шри Кедару,с подъездом для автотранспорта занимает не менеедвенадцати часов. Гаурикунд (1982м) был названв честь Гаури (Дэви), на протяжении долгого времени выполнявшей здесь аскезы, желая воссоединиться с возлюбленным Шивой. У бурной Мандакини находится храм, посвященный Гаури, и горячие источники, в которых перед путешествиемв Кедарнатх принято совершать омовение. Происходящее в поселке можно охарактеризовать лишь одной фразой: «даршан конвейер». Холмы вокруг Гаурикунда усеяны многочисленными кибитками пастухов и стойлами для мулов: многие предпочитают преодолевать живописный четырнадцати километровый путь до Кедарнатха верхом на лошади. Другие же выбирают своеобразный стиль треккинга: располагаются на носилках, используя труд четырех носильщиков. Впрочем, самый экстремальный вариант — залезть в корзину, прикрепленную на спину к одному из носильщиков, не пользуется особой популярностью, но, определенно, занимает свою нишу. Альтернативный способ достичь Кедара – это вертолет, стартующий из Гуптакаши. Правда, из-за быстрого набора высоты такой способ чреват горной болезнью да и стоит по индийским меркам немало (около 7000 рупий). Но, несмотря ни на что, многие паломники с самыми искренними чувствами преодолевают весь путь пешком, не создавая пробок на и без того перегруженной гужевым транспортом тропе. Трек до Кедара занимает от четырех до шести часов, поэтому, оказавшись в Гаурикунде ближе к вечеру, лучше остановиться в одном из гестов. Базовый, умеренно комфортный вариант с горячей водой – GVMN гестхаус (от 800рупий). С жильем в самом Кедарнатхе нет никаких проблем, поэтому имеет смысл провести здесь ночь. Холодная ночевка имеет свои плюсы: под утренним солнцем окрестные пики преображаются, сияя ярче любых кристаллов на фоне голубого неба.
Посещая Шри Кедар весной, неследует удивляться толпам паломников, грязи, наглости местных коммерсантов и алчности лживых садху — таковы реалии Кали юги.