К юго востоку от Тамил Наду находится небольшой остров Рамешварам, одно из четырех важнейших мест паломничества в индуизме, южный Чар Дхам. Это место одинаково дорого и для вайшнавов и для шиваитов.С большой землей остров соединен мостом Памбан. Говорят, что если предварительно не получить даршан в главной святыне – храме Раманатхасвами, поездка в Каши Вишванатх, Варанаси, будет не столь плодотворна.История места плотно переплетается с важнейшим индуистским эпосом, Рамаяной, многие важные события из которого происходили на территории острова.
И, действительно, Рамешварам полон эпики, а некоторые мифологические нюансы находят вполне реальное отражение в современности. На косе Дханушкоди («наконечник стрелы») начинается легендарный мост на Ланку, построенный Рамой и его армией обезьян, чтобы освободить похищенную Раваной возлюбленную царя, Ситу. В подтверждении легенды остатки песчаной косы (моста) действительно существуют и видны невооруженным глазом из космоса. Существует мнение, что до начала XV века по косе можно было дойти до Шри – Ланки (в этом месте расстояние от Индии до Шри Ланки всего 35 км), пока позднее штормы и тайфуны не разрушили монолитность Адамова моста. Впрочем, легенда утверждает, что мост разрушил сам Рама, запустив стрелу в сторону возведенного в океане моста.
Раманатхасвами лингам — один из 12 Джьйотирлингамов, установленный Рамой с целью искупления греха убийства брахмана, Раваны. Как и для других ведических церемоний, для установки лингама необходимо выбрать подходящий астрологический момент. Определившись по времени, Рама отправил Ханумана на Кайлас, чтобы тот принес лингам оттуда. Хануман был вынужден задержаться и не прибыл в срок; Рама, Лакшман и Сита решили выполнить необходимый ритуал без него, для чего возлюбленная царя Айодхьи вылепила из песка лингам. Для того чтобы не обидеть верного слугу, вернувшегося с вишва — лингамом, Рама установил его рядом с песчаным, повелев выполнять все ритуалы в первую очередь для лингама с Кайласа и только потом для лингама Ситы. История самого храма берет начало в XII веке. Перестраиваемый множество раз в течении следующих столетий, Раманатхасвами мандир, прежде всего, известен самым длинным храмовым коридором длиной 253 метра. Вода из каждого тиртха (на территории комплекса их 22) обладает особыми целебными свойствами. Для того, чтобы в полную силу проявились волшебные свойства воды из этих резервуаров, паломники следуют определенному ритуалу, принимая омовение в определенной последовательности. В этом им помогают специальные помощники с небольшим ведерочком, сопровождая небольшие группы от резервуара к резервуару.
Чтобы доказать незапятнанное целомудрие, согласно морально устаревшему ритуалу Сати, вернувшаяся из плена Сита вошла в огонь специально разведенный на берегу на берегу океана, не получив единого ожога.
Несомненно, Дханушкоди — это то самое уникальное географическое явление, ради которого и стоит приезжать в Рамешварам. От последнего на острове скопления рыбацких хибар, куда можно добраться на авторишке, к индийскому океану неторопливо отправляются загруженные под завязку грузовики. Местная мафия в лице их владельцев старается чинить всяческие препятствия, спекулируя на необычайности уникального географического явления. Можно прождать часа два, пока наберется грузовик желающих, хотя другой транспорт, следующий из самого города, спокойно проезжает полупустым. Но взять попутчиков они решаются не всегда, ссылаясь на деревенскую мафию. На косу можно поехать сразу из города, если арендовать личный транспорт, правда гораздо дороже. Зато может позволить провести больше времени на месте; грузовики ждут не более 30- 40 минут, призывая пассажиров сигналом клаксона. Для действительно незабываемого экспириенса, наверняка стоит провести там ночь, не забывая о мерах безопасности, разумеется.
Вдаль от берега, окрашивая синеву моря россыпями белой пены, неспешно движутсягребнистые волны, набегающие на невидимое, но ощутимо близкое дно. Если приглядеться, впереди можно заметить силуэты островов, формирующих видимую часть косы. Дханушкоди окутана атмосферой, в полной мересоответствующей образу «края света»:даже короткоепребывание в месте, где земля постепенно уходит под воду, оставляя человеку возможность пойти вперед, к Шри – Ланке, порождает непроизвольный импульс исследователя, желание ринуться вперед, отбросив сомнения и здравый смысл.
Гандамандана Парватам — храм, где сохранился отпечаток стопы Рамы. Это самое высокое место на острове, где можно получить представление о островном ландшафте, благодаря 360 градусной панораме окрестностей. Считается, что Хануман использовал этот маленький холм, как трамплин для прыжка на Ланку.
Котхандарасвами мандир, в 10 километрах от города, был возведен на месте где Вибхишана, брат Раваны, не одобрявший поступков брата, сдался войскам Рамы, а после окончания войны был коронован на правление Ланкой. Это единственное здание, с минимальными потерями пережившее страшный циклон 1964 года, полностью уничтоживший паломнический поселок Дханушкоди.
По большому счету, Рамешварам оставляет впечатление классического индийского паломнического города с характерными тамильскими особенностями: страшная грязища, необоснованно дорогое и некомфортное жилье, плюсом идут озадаченно — удивленные взгляды местного населения. Большинство отелей, гестхаусов и торговых лавок расположены вокруг главного храма. Если постараться, можно найти аскетичное, но более или менее чистое жилье рупий за 400 — 500. В основном, за такие деньги предлагают темные закуты, при одном лишь взгляде на которые даже неприхотливых бекпекеров охватывает легкая дрожь брезгливости
Удобнее попадать в Рамешварам можно из Мадурая (автобус 4 часа) и Каньякумари, другого «края земли» (поезд 12 часов). Кроме этого, существуют регулярные поезда и автобусы в Ченнай, Тричи, а также в Бхубанешвар, Дварку и Варанаси.