Как рождаются образы

Как рождаются образы


» Глаза – зеркало души»

А.П. Чехов

Издревле человек пытается заглянуть в свои мысли. Кажется, что это — что-то неуловимое, невообразимым образом управляющее нашим сознанием. Но уже сейчас человек может достичь невозможного — докопаться, откуда берутся мысли, обосновать их природу.

 

Как же отображается окружающий нас мир в нашем сознании и как он осознается и фиксируется? Исследования показывают, что зрение доставляет нам 70% информации, слух — 15% и осязание 10%.

 

Главное назначение нашего зрения — это получение зрительных образов. А восприятие и их обработка происходит уже при помощи мозга. Образы могут быть одномерными (письмо, цифры, коды, речь, модуляции, и др.), двухмерными (изображения, символы и др.) и трехмерными (объемными, голографическими и др.).

В начале 70-х г.г. ученые Бэндлер и Гриндер стали изучать, как движения глаз человека связаны с мыслями и речью. Они открыли, что эти движения соответствуют определенным видам поведения. Иначе их называют зрительными паттернами.

Эти паттерны были систематизированы в модель, называемую «ключи доступа». Т.е. каждый зрительный образ, каждое событие в нашей жизни оставляет свой определенный след или «ментальный ключ» в нашем сознании. Когда нам необходимо вспомнить это событие, наша память находит путь к этому воспоминанию при помощи «ментального ключа» или «якоря». В нашем мозгу они записываются в виде «эйдетичных образов», не всегда визуально представляющими то, что мы видим, но являющимися для каждого человека строго индивидуальными — знаком, схемой, изображением, тем, что ассоциируется у данного человека с данным событием.

Когда мы наблюдаем за разговаривающими и думающими людьми, то видим, что их глаза находятся в постоянном движении вперед-назад, вверх-вниз. Они, то случайно разглядывают людей, то фокусируются на своем внутреннем мире. Эти движения и являются показателем того, как люди думают. В момент поиска и переработки информации, человек, как правило, не реагирует на внешние и визуальные раздражители, а концентрируется на внутренне хранимых и создаваемых образах, звуках, словах и чувствах.

Так, при взгляде вверх и вправо, возникают сконструированные образы. Это визуальные образы или картины, которые создаются индивидуумом. Или переработанная и вновь созданная информация на основе предыдущего опыта. Сконструированные образы, как правило, плоские и не очень глубокие, а иногда и бесцветные, напоминающие тени или рисунок. Они отображают тот объект или часть объекта, на котором сконцентрировано наше внимание. Например, если человек представляет себя, то он конструирует свой образ целиком. Если он подумал в данный момент о части тела, то воссоздается только образ только той части тела, о которой он подумал. Это своего рода конструктор, из которого наше сознание формирует наше мышление.

При конструировании образов или предполагаемых действий или желаний может использоваться ассоциация с этим образом или действием. Символ, знак, схема, звук, запах – это те «ключи», которые формируют наши воспоминания. Так, образ определенного человека может ассоциироваться с местом, в котором вы его повстречали, запахом духов или яркой, надетой на него вещью. И при вспоминании о нем в памяти у нас вначале высвечивается именно эта ассоциация. Каждое воспоминание может ассоциироваться с цепочкой образов, и наоборот — множество образов может быть связано с каким-либо местом или событием. Было доказано, что запоминание человека непрерывно связано с его поведением, визуально отображаемое мыслительными паттернами. Так, при взгляде вверх и налево возникают образы, называемые эйдетичными. Это хранящиеся в памяти картины прошлых событий и ощущений. Они включают в себя предыдущие сны и сконструированные прошлые события. Эти образы более четкие и глубокие, они могут быть отображены в цвете и в движении, как в кино. Ведь вспоминая сны, мы можем по одному лишь яркому образу или чувству восстановить весь сон и прокрутить его как фильм.

То, о чем думает человек, мы можем определить по движению его глаз. Ведь недаром один из великих сказал, что: «Глаза – это зеркало души». При взгляде горизонтально и вправо создаются сконструированные образы, связанные с созданием разговорной речи. Этот паттерн связан с логическим мышлением человека. При взгляде горизонтально и налево запоминаются звуки, тональная «алфавитная мелодика», буквы, звуки рекламы, номера телефонов, а также сленг. Тот же громкий звук может служить ключом к воспроизведению целого события. Ярким примером служит реклама, где вслед за услышанной мелодией, мы вспоминаем рекламный ролик и рекламируемый продукт.

При частом движении глазных яблок, в человеческой памяти всплывают ранее услышанные воспоминания, хранящиеся в коротких, часто мелодичных или ритмичных паттернах. Если слово незнакомо, то в памяти откладывается только его написание в виде печатного, рукописного текста или символа. При взгляде вниз и вправо человек фиксирует производимые эмоции и получает доступ к хранимым воспоминаниям. Как воспоминания могут вызвать определенные эмоции, так и эмоции могут вызвать определенные воспоминания.

Об эмоциях говорят и зрачки человека. Когда человек возбужден, его зрачки расширяются, когда сердит — сужаются. Так, по глазам можно судить о состоянии влюбленности. При виде друг друга зрачки у влюбленных расширяются. Это говорит о том, что в этот момент человек испытывает сильные эмоции и запоминает желаемый объект. Точно так же, как и в состоянии страха. «Глаза у страха велики» – говорим мы.

При прикрытых глазах люди часто запоминают вкус и запах. Мы прищуриваемсугеся при запахе чашечки ароматного кофе или свежесрезанной розы, при виде вкусного пироженного или жарящейся ветчины. В это время наш мозг работает, воспроизводит множество эмоций и запоминает десятки образов. Наблюдая за собой, мы можем изучить себя. Наблюдая за людьми, мы можем немножко приоткрыть тайны их души.

 

Добавить комментарий