Физика в истории и ее фактическая роль в становлении научного метода познания, мировоззрения и научно-технического прогресса

Исторически физика (совместно с астрономией) оказалась разработчиком научного подхода и методов, утвердившихся затем в научном познании на сотни лет. Физика всегда стремилась к созданию всеобъемлющих и наиболее точных теорий, объясняющих окружающий нас мир и его закономерностей. По мере накопления и углубления физических знаний в механике и астрономии физика, переходя к изучению различных уровней материи, разделилась на отдельные, обособившиеся друг от друга разделы, а на протяжении последнего столетия стали бурно возникать на базе физики и на стыке с физикой новые, все более узкие специальные направления и научные дисциплины. Во взаимопроникновении друг в друга сформировались такие смежные области как мезомеханика, гидро- и аэродинамика, оптика, атомная и молекулярная физика, физика твердого тела и сплошных сред, реология, кристалло- и металлофизика, электротехника, радиофизика, физическая электроника, электрохимия, физическая химия, химическая физика, геофизика, биофизика, физическая биология, молекулярная биология, физическая медицина, квантовая медицина, ядерная медицина, информационная медицина. Именно физика стимулировала их появление и развитие, обогащая своими методами и средствами исследований, своим взглядом и глубиной понимания фундаментальных основ структуры вещества, законов природы, механизмов явлений и процессов. Благодаря комплексному развитию физических наук осуществилась научно-техническая революция в электро-, радио-, электронной и вычислительной технике, энергетике, химии, космической технике. По мере развития приборостроения и технической базы в свою очередь обогащалась и сама физика, расширяя собственные экспериментальные исследовательские возможности, что способствовало еще большему ускорению развития науки, появлению и усложнению новой техники и технологий, особенно заметному на примере промышленных достижений в микроэлектронике, космосе, создании компьютеров и разработке современных методов медицинской диагностики и терапии. Фактически весь 20-й век прошел под постоянным и динамичным воздействием физики на все сферы и области военных, гражданских технологий и здравоохранения. Однако, все эти успехи, достижения и прогресс сопровождались сопутствующими чрезвычайно отрицательными последствиями, среди которых достаточно назвать катастрофы Хиросимы, Чернобыля, нарушенной экологии.

 

Существует объективная базовая причина принятия человеком ошибочных и пагубных решений. Это — мировоззрение, в рамках которого формируется система взглядов, строится жизнь в обществе, существует и развивается наука. Двадцатый век прошел под влиянием одной преобладающей идеи атеистического миропонимания — материализма. Его постулаты и идеи приводят к принципиальной ограниченности мировоззрения, так как отрицают какое-либо бытие вне материи. Отрицая возможность самостоятельного существования внематериального, все проявления идеального постулируются вторичными, то есть определяющимися материей и подчиненными материальной сущности мира. Отсюда следует вроде бы «научно-обоснованная», а на самом деле основанная на вере, материалистическая мировоззренческая концепция господства определяющей случайности в эволюции бытия и пренебрежение идеальными и духовными категориями (идеей, мыслью, первичной информацией). В конце концов все идеальное, в том числе планирование, творчество, мораль и нравственность рассматриваются вторичными, порожденными материей и законами естественного отбора. Вполне логично, что в таком мировоззрении отвергается возможность для идеальных сущностей быть первопричинными. Идеальные категории в рамках материализма не могут существовать самостоятельно и независимо от материальной «грубой, вещественной» компоненты; в то же время мир и природа в современном естествознании постулируются сугубо вещественными и рациональными. В рамках материалистической точки зрения сам человек есть предельно высшая стадия случайного эволюционного совершенствования материи, а гармоничное и прогрессивное развитие планеты и цивилизации может быть достигнуто только на пути целенаправленной деятельности человека. На втором плане, как менее существенные, оказываются естественные природные явления, т.к. по этой логике все естественные природные процессы, рычаги и механизмы остаются по своему уровню развития и сложности более примитивными и более низкого уровня, чем те, которые вырабатываются человеком — вершиной эволюции. Вольно или невольно человеческая мысль и деятельность приравниваются к абсолюту, скорректированному соответствующим уровнем развития цивилизации.

Таким образом, наука, опирающаяся на материализм, оказалась в плену более грубых и, в определенной степени, более примитивных (по сравнению с накопленным ранее духовным знанием и духовной культурой) концепций и парадигм, попала в зависимость от различных утопических политических и социальных идеологий, в первую очередь марксизма и национал-социализма. Неудивительно, что стратегия и тактика материализма в развитии науки завели саму науку в тупик, а далее и все человечество приблизилось к кризису в экологии и одновременно к кризису в различных сферах научно-технической и социальной жизни. Произошла потеря ориентации в понимании ценностей и смысла бытия и предназначения человека. В конце концов из-за тупикового мировоззрения на рубеже третьего тысячелетия под вопросом выживания оказались экосистема планеты и все человечество. И сегодня в рамках принятого научного мировоззрения у человечества с ориентацией на собственные силы нет других возможностей и методов, кроме научных, чтобы попытаться успеть исправить допущенные ранее ошибки. На наш взгляд этого можно достичь только путем разработки новых научных представлений, с одной стороны, и приближением научного мировоззрения к мировоззрению духовному, с другой. Следует вспомнить, что аксиоматика и постулаты в науке и в физике, в частности, зависят от веры и мировоззрения.

В начале 20-го века российский профессор физики Хвольсон обратил внимание на то, что постулаты и аксиоматика в физике фактически играет роль «научно-религиозной» веры, а выработка постулатов определяется исходным мировоззрением. Соответственно наука как составная часть культуры появилась и начала развиваться только с того периода, когда человек поверил в существование Богом упорядоченного мироздания, в котором действуют стабильные, разумные и рациональные законы, сотворенные Богом, что законы эти принципиально доступны для познания, а разум человека, созданный по Божественному образу и подобию, способен осуществить такое познание. В Библии Бог призывает человека опираться на веру, разум и рассудительность в познании истины. К сожалению человек, обладающий властью и, выражая взгляды подавляющего большинства, долго не мог совмещать в себе способность относиться к науке и религии без противопоставления одного другому. Наука рождалась в жестокой борьбе с религиозным фанатизмом (инквизицией), а позже взяла реванш за свое притеснение, вытеснив религию, а с ней и духовность, из сферы «передового научного мировоззрения» и в результате придя к противоречиям и тупику уже в самой науке. (Мы здесь ведем речь о западной науке, основанной на рационализме, формальной логике и материализме. В тоже время древневосточные наук Индии и Китая, не имевшие опоры и аналогов по типу христианского мировоззрения, не вышли за рамки древних представлений.)

 

Добавить комментарий