«Комсомолка» уже писала о необычном открытии на хребте Зюраткуль в Челябинской области. Краевед Александр Шестаков, взглянув на карты Google, предположил, что на склоне изображен геоглиф — рисунок лося, выложенный из крупных камней.
В прошлые выходные челябинские археологи смогли выехать на место и провести первичную разведку, которая дала вполне обнадеживающие результаты. И, прежде всего, они пришли к выводу, что сооружение создано не природой, а руками человека!
— Это изображение сформировано в тот исторический период, когда почва составляла примерно 4-5 см, — добавляет главный специалист госцентра по охране культурного наследия Челябинской области Николай Михайлович Меньшенин. — Это соответствует энеолиту — новому каменному веку, то есть примерно с 7 по 3 тысячелетие до нашей эры.
В эпоху первобытной древности горнолесную часть Челябинской области населяли предки финно-угорских племен. А для них сохатый — сакральное животное, из поколения в поколение они рассказывали миф о небесной охоте на лося или оленя. Этих зверей рисовали на камнях, в пещерах и на скалах, изображали на керамике. За эту теорию говорит и близость озера Зюраткуль, на его берегах найдены стоянки древнего человека.В пользу рукотворности несколько фактов: четкое изображение животного и оно подтверждается наличием кладки. Сама структура слоев очень сильно отличается от природной насыпи. Кладка разнокалиберная, по краям — крупные до 500 килограмм плиты, а в середине- более мелкий камень. Общая ширина линии 3,5 метра, а общая протяженность — почти два километра. Но археологи вскрыли пока только около метра.
Площадь, которую занимает изображение, составляет почти 60 тыс. кв метров. Это даже больше, чем наземные рисунки в пустыне Наска. Только в Перу их делали иначе — снимали верхний слой камней, здесь же, наоборот накладывали сверху.
|
Однако научный мир пока не пришел к единому мнению.
— Делать выводы о том, что перед нами геоглиф — слишком рано, — считает доктор наук Сергей Боталов. — Нужны куда более тщательные исследования и неопровержимые доказательства, а их пока нет. Уральские горы довольные старые, и порой природный дизайн может принимать весьма причудливые формы. К тому же непонятно, почему это полянка не заросла лесом за столько тысячелетий. Ведь вокруг — буйные и местами непроходимые таежные заросли.
Официальная наука многое ставит под сомнение в данном случае. К примеру, слой в 4-5 см необязательно будет указывать на историческую эпоху. Ведь речь идет о склоне горы, почву могло намывать с более крутых поверхностей. И если принять версию о рукотворном сооружении, то почему обязательно это геоглиф? Ведь это могло быть основание для ограды сторожевой башни, границы какой-нибудь заимки и тому подобное. В общем, академики пока не спешат восторгаться и хотят дождаться окончания полноценных раскопок.
|
КАРТА
Геоглиф лося на интерактивной карте склона горы Зюраткуль
КСТАТИ
Вот что говорит энциклопедия о знаменитых рисунках в пустыне Наска:
Линии Наски ставят перед историками немало вопросов — кто их создал, когда, зачем и каким образом. В самом деле, с земли разглядеть геоглифы невозможно, поэтому остается предполагать, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Помимо ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий. Относительно времени создания линий ученые сходятся — до XII века, когда в долине появились инки. Большинство исследований приписывает их создание цивилизации наска, населявшей плато до II в. н. э.
Ведущая исследовательница геоглифов Мария Райхе утверждает, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах. В качестве доказательства Мария Райхе показывает небольшие эскизы, обнаруженные ею в этом районе. Именно она, посвятившая изучению линий Наска почти половину века, предположила, что линии могут являться самым большим в мире астрономическим календарем. Кроме того, на их концах, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи относятся к VI—I в. до н. э. К этому же периоду относятся и остатки поселений культуры наска, обнаруженные недалеко от таинственных рисунков.
|
|
|