Почему так выходит? Такие, как Иисус – явление великое. Они не от мира сего. Они приносят в наш мир, что-то запредельное. Кто боится запредельного, тут же становится его врагом – только так он может уберечь себя. Но те, у кого есть мечта, потаённое зерно, желание искать, тоска по запредельному – те сразу оказываются во власти его обаяния, он тянет их, как магнит. Они влюбляются с первого взгляда, поскольку ждали такого человека на протяжении долгих жизней.
Мир мгновенно делится на двое6 ты либо за Христа, либо против него. Третьего не дано: он никого не оставляет равнодушным. Никто не скажет6 «А мне всё равно» — это уже выше ума. Удержаться на разделяющей черте практически невозможно, ведь тот, кто окажется ровно посередине, сам станет Иисусом. Тот, кто посередине, не любит и не ненавидит – он уже выше ума. Удержаться на разделяющей черте практически невозможно: ты просто упадёшь вправо или влево, окажешься на той или иной стороне.
Иисус волнует – и не только отдельных людей, но и всё общество, всю планету. Повсюду возникают столкновения, начинаются большие войны. С тех пор, как пришёл Иисус, на земле не было мира. Иисус создал религию. Он принёс нечто новое, из-за чего мир разделился надвое, а в умах началось брожение. Он стал центром истории. Так и говорят: «До Рождества Христова», «после Рождества Христова» — он стал началом отсчёта.
Иисус сказал: «Может быть люди думают,
Что я пришёл бросить мир в мир,
И они не знают, что я пришёл бросить на землю
Разделения, огонь, меч и войну
Ибо пятеро будут в доме:
Трое будут против двоих
И двое против троих.
Отец против сына и сын против отца;
И они будут стоять как единственные».
Иисус сказал: «Я дам вам то,
Чего не видел глаз,
И то, чего не слышало ухо,
И то, чего не коснулась рука,
И то, что не взошло в сердце человека».
Иисус парадоксален, но его слова полны смысла. И, чтобы понять этот смысл, нужно очень многое учесть. Прежде всего, «мир» возможен только когда все почти мертвы. Тогда не будет ни войн, ни противоречий, но и самой жизни не будет.
Повсюду воцарится гробовая тишина. Но это бессмысленно: уж лучше война, ведь во время войны ты всё-таки полон сил и жизни.
Есть и другой мир, совершенно иное измерение, когда ты по-прежнему полон жизни, но в ней появляется центр – когда познаёшь себя и становишься просветлённым, когда зажигается огонь, и ты уже не во тьме. Тогда жизнь полнее, в ней больше тишины, но тишина эта – от жизни, а не от смерти. Это вовсе не безмолвие кладбища.
Вот какой парадокс нужно понять: война – это плохо, ненависть – это ужасно, это самое страшное зло на свете, и с ним нужно покончить. Болезнь – плохо, здоровье – хорошо, и потому болезни нужно лечить. Но помните, что мертвец тоже ни чем не болеет. Труп может разложиться, но никогда не болеет. И, если не понимаешь этого, твои усилия могут сделать мир мёртвым. В нём не будет ни болезней, ни войн, ни злобы – но не будет и самой жизни.
Иисусу такой мир не по нраву. Мёртвый мир бесполезен, так пусть уж лучше он останется прежним, со всеми его войнами. Но многие стремятся к мёртвому миру, они просто всё отрицают. Они говорят: «Лишь бы война закончилась, а там будет порядок».
Но всё не так просто. Кстати, так думают не только обычные люди, но и великие философы. Это и есть отрицание, ведь главная проблема – не сама война, а люди. Война не где-то там, снаружи, она внутри. И коль ты ведёшь войну в своей душе, то непременно развяжешь её снаружи.
Но если начать войну внутри и одержать в ней победу, закончатся и внешние войны. Это единственный путь.
В Индии Махавиру называют «джинна» — «покоритель», «великий завоеватель».
Слово «джинна», означает «победитель». Но он никогда ни с кем не воевал, почему же его так называют? Он был против насилия, против войн, против сражений. Почему же этого человека назвали Махавирой, великим завоевателем? Это не настоящее его имя, его звали Вардхаман. Что же случилось? В чём причина?
Этот человек покорил сам себя, но стоит тебе покорить себя, как сама собой прекращается и борьба с другими. Война с другими – просто хитрость, позволяющая избежать внутренней войны. Если ты не в ладах с самим собой, есть только два выхода: либо страдать от внутренних раздоров, либо выплеснуть свою злость на других. Внутреннее напряжение – это готовность воевать по любому поводу.
Повод не так уж важен, главное на кого-то наброситься, на соседа, на жену, на ребёнка.
Как ещё избавиться от внутренних раздоров и тревог? Обвини в них кого-то другого, и тебе сразу станет легче. Ты зол, так выплесни свой гнев, стань жестоким – и наступит облегчение. Конечно, это облегчение будет временным, ведь внутри у тебя ничего не изменилось. Злость накопится снова, она по-прежнему будет нарастать. И завтра опять ненависти будет столько, что придётся обрушить её на окружающих.
Ты воюешь с другими потому, что продолжаешь копить в себе всякий хлам, и от него, время от времени, приходится избавляться. Но человек, покоривший себя, одержавший победу над собой, избавляется от внутренних раздоров. Его война закончена. Внутри него уже не двое, а только один. Такой человек никогда не станет вымещать зло на других, ни с кем уже не будет воевать.
Это просто хитроумная попытка прекратить внутренние раздоры, потому что эти внутренние распри самые мучительные. Причин тому много, но главная в том, что каждый считает себя хорошим. Так уж мир устроен, что без подобного мнения жить очень трудно.
Психиатры говорят, что заблуждения необходимы для выживания. Пока не стал просветлённым, ты просто вынужден жить иллюзиями. И если будешь считать себя плохим, злым, коварным – хотя, так оно, по существу, и есть – то просто не сможешь жить. Пропадёт уверенность в своих силах, появится такое отвращение к себе, что не сможешь ни любить, ни двигаться, ни просто смотреть в глаза другим. Ты такой мерзкий, такой плохой и противный, что остаётся только умереть. Подобное ощущение ведёт прямиком к самоубийству. Но всё это – правда. Так, что же делать?
Один путь – изменить такую правду, стать человеком от бога, а не от дьявола, стать богоподобным. Но этот путь очень тяжёл и долог. Слишком много нужно сделать, иначе дьяволу никогда не стать богом. Но это возможно!
Вы может не задумывались об этом, но слова «дьявол» и «диво» родственные. Они происходят от одного и того же санскритского слова «дэва». Дьявол может стать дивным, божественным, ведь «когда-то случилось наоборот» и божественное стало дьявольским. Возможность есть, это два полюса одной энергии. И энергия, которая стала горькой и противной, может опять стать сладкой. Нужно внутреннее преображение, внутренняя алхимия, хоть это трудно и долго.
А ум всегда ищет короткие дорожки, путь наименьшего сопротивления. И потому он говорит: «Зачем быть хорошим на самом деле? Достаточно просто считать себя хорошим».
Это и вправду легко, ничего делать не надо. Просто поверь, что ты хороший, считай себя красивым, возвышенным несравненным – и эта иллюзия даст тебе достаточно сил, чтобы жить.
Но если даже вымысел придаёт столько энергии, то можно, лишь гадать, сколько силы принесёт постижение истины. Даже иллюзия того, что ты хороший, позволяет жить и двигаться, приносит огромную уверенность в себе. Даже заблуждение создаёт надёжный центр равновесия, и этим центром становится Эго.
Настоящий центр тебя – вот что такое ТЫ.
Однако это возможно лишь после того, как сознаёшь истину – после того, как внутренние энергии преобразились, низшие превратились в высшие, земное поднялось к небесам, дьявол стал дивом, а ты лучишься славой, которая отныне твоя.
Семя стало ростком, горчичное зерно – растением
Это длительный процесс. Чтобы не поддаться искушению пойти коротким путём, нужна большая смелость и терпение. К тому же в жизни нет коротких путей; короткий путь – это иллюзия. Жизнь трудна, ибо люди растут только трудом и борьбой. Развитие никогда не даётся легко. Задёшево его не купишь, ведь то, что слишком просто, никогда не поможет расти. Помогают страдания – сама борьба и усилия, долгий путь, на протяжении которого становишься чутким, большим, опытным и зрелым. Разве можно вырасти без труда, как по волшебству?
Есть, конечно, один способ… сейчас это делают с животными, но рано или поздно начнут делать и с людьми. Им впрыскивают гормоны. Так, что есть другой путь: сесть на гормоны. Если 10 – летнего малыша пичкать гормонами, он быстро догонит по росту и весу 20 – летнего юношу. Но кто поверит, что при этом он станет таким же взрослым? На это всё равно уйдёт ещё 10 лет. Внутренняя борьба, половое созревание, умение владеть своим влечением, способность по-настоящему любить.
Быть свободным и всё же уметь подчиняться, быть свободным, но твёрдо стоять на ногах, ладить с другими, страдать от любви – этому гормоны не научат. Пусть человек и выглядит внешне лет на двадцать, но на самом деле ему по прежнему всего десять лет. Гормоны дают рост только телу.
Природа не спешит. Помните: это ум спешит, а природа – никогда. Природа умеет ждать, ждать долго, хоть целую вечность. Да и зачем спешить? Жизнь продолжается, она никуда не денется и будет вечно. Но у ума всегда нет времени, он твердит: «Время деньги!». Жизнь такого никогда не скажет. Жизнь говорит другое: «Переживи на опыте!». Время её не заботит. Жизнь ждёт, она умеет ждать, а ум торопится, ведь смерть слишком близка. Для жизни смерти нет, а для ума – есть.
Ум всегда ищет короткий путь. И самый лёгкий способ найти его – создать иллюзию. Достаточно считать, будто ты уже такой, каким хочешь стать. Так и возникают неврозы. Именно это случилось со многими обитателями психбольниц:
Они считают себя Наполеонами и Чингисханами. Они свято верят в это и ведут себя соответственно.
Если уж ты стал Наполеоном, излечиться от этого очень трудно. Даже если тебя вылечат и приведут в порядок, ты всё равно что-то потеряешь.
«Генерал как-то заметил, что один капитан вечно пьян в стельку. Генерал вызвал его на беседу. Тот капитан был очень хорошим человеком. Почти все пьяницы – люди хорошие. Прекрасные люди, просто они ищут короткий путь. И генерал сказал ему: «Старина, ты замечательный человек, ты мне нравишся и все тебя любят, но ты ведь сам себя губишь. Если бы не пил, давно бы стал полковником!».
А капитан рассмеялся и ответил: «А зачем? Напившись, я чувствую себя генералом! Зачем что-то менять? Трезвым я могу надеяться разве что на чин полковника, а напившись, я – настоящий генерал!»
Иллюзия приносит слишком много удовольствия. Капитан не мог отказаться от своей иллюзии, с её помощью он без труда становился генералом.
Ум ищет путь напрямик, а самый короткий путь – иллюзия. Майя – вот самый простой и дешовый способ добиться своего. Действительность трудна и сложна, на яву ты вынужден страдать, идти сквозь огонь и воду, но чем больше ты прошёл, тем взрослее стал, а значение имеет только зрелость. Божественность не купишь по дешовке на рынке, где можно поторговаться. За неё приходится платить всей своей жизнью. И получаешь её только когда на кону вся твоя жизнь.
С другими борешься, потому что это очень просто: себя ты считаешь хорошим, остальных – плохими, и война началась. Но, если заглянешь в себя, начнётся война внутренняя: сам-то понимаешь, что это ты плохой и хуже тебя не сыскать. Если хорошенько приглядеться к себе, то поймёшь, что ты и есть абсолютное зло – и с этим нужно что-то делать. Начинается внутренняя война, душевная борьба.
И только внутренний конфликт – а это, особый приём, самый важный приём, которым пользуются уже долгие столетия – только благодаря внутреннему конфликту ты можешь стать целостным. Когда разгорается внутренняя борьба, между противниками появляется новый центр, где сидит наблюдатель.
При внутренней борьбе приходят в движение все энергии, в тебе страдает каждая клеточка. Возникает хаос, но из него на свет появляется кое-что новое. Рождение заново требует хаоса. Сама Вселенная зародилась из хаоса. Для того чтобы родиться по настоящему, нужен хаос. Вот что такое «война», о которой говорит Иисус.
Он говорит: «Не мир я вам принёс» – и это не значит, что он не намерен дать нам мир, просто он принёс не тот дешёвый мир, которого все хотят.
Попробуйте понять его слова:
«Может быть, люди думают,
Что я пришёл бросить мир в мир,
И они не знают, что я пришёл бросить на землю
Разделения, огонь, меч, войну».
К таким учителям, как Иисус, часто приходят за миром успокоением, не сознавая в своём невежестве, что обратились не по адресу. Таким, какой ты сейчас, мира не добиться. Даже если кто-то даст тебе его, это станет для тебя гибелью. Что будет, когда ты – такой, как сейчас, – обретёшь покой.? Это будет означать, что борьба прекратилась ещё до того, как ты чего-то добился. Что будет, если тебе подарят тишину? Ты ещё ничего не достиг, но уже успокоился – тебе и без того хорошо. Именно так можно отличить настоящего учителя от лжеучителей: лжеучитель утешает, приносит покой, не старается тебя изменить – он просто успокаивает. Он – словно таблетки снотворного: принял и спокойно уснул.
Настоящий учитель ведёт себя иначе: он лишит тебя даже того покоя, даже который был в тебе, когда ты только пришёл. Любая безмятежность тут же улетучится. Настоящий учитель вызывает мучения и борьбу. Он не станет тебя утешать, потому что он тебе не враг, а утешения – это отрава. Он поможет тебе вырасти. Рост даётся трудно, по пути придётся преодолеть много сложностей. И потому тебе не раз захочется удрать от этого человека – но и уйти ты не можешь, ведь ты знаешь, что он пойдёт за тобой по пятам. Задача учителя не утешать. Он просто не предлагает лживого мира. Он поможет тебе расти, и в один прекрасный день, этот рост приведёт к появлению цветка. Во это цветение и есть настоящий мир, подлинная тишина. А все утешения просто лживы.
10. (74) Но приидут из Мира Тьмы чужеземные вороги, И начнут глаголить Детям Человеческим Слова льстивые, ложью прикрытые. И станут совращать старых и младых, И дочерей Человеческих будут брать себе в жены Иринировать будут между собой, И между людьми, и между животными. И приучать к этому начнут Все народы Мидгард-Земли, А тех, кто не станет внимать словам их, И следовать деяниям низменным Чужеземцев, Предадут мучениям со страданиями.
11. (75) Некоторые из них и в данное время Пытаются проникнуть на Мидгард-Землю, Дабы творить свое деяние темное, Совращать с пути Сил Света Сынов и дочерей Расы Великой. Цель их погубить Души Детей Человеческих, Дабы не достигли они никогда Светлого Мира Прави и Асгарда Небесного, Обители Богов-Покровителей, Рода Небесного и Расы Великой. А также Небесных Земель и Селений, Где обретают покой Святомудрые Предки ваши….
12. (76) По серой коже их, Вы узнаете Чужеземных ворогов. Глаза цвета Мрака у них, и двуполы они, И могут быть женой, аки мужем. Каждый из них может быть отцом, либо матерью. Разукрашивают они красками лица свои, Чтобы походить на Детей Человеческих. И никогда не снимают одеяний своих, Дабы не обнажилась нагота звериная их.
13. (77). Ложью и лестью неправедной Захватят они многие края Мидгард-Земли, Как они уже поступали на других Землях, Во многих Мирах во Времена прошлой Великой Ассы, Но побеждены будут они, И сосланы в страну Гор Рукотворных, Где проживать будут люди с кожей цвета Мрака И потомки Рода Небесного Пришедшие из земли Бога Ния. И дети Человеческие начнут учить трудиться их, Дабы могли они сами выращивать злаки И овощи для питания детей своих.
14. (78). Но отсутствие желания трудиться, Объединит Чужеземцев, И покинут они страну Гор Рукотворных, И расселятся по всем краям Мидгард-Земли. И создадут они веру свою, И объявят себя сынами Бога Единого, И станут кровь свою и детей своих Приносить в жертву богу своему, Дабы существовал кровный союз Между ними и богом их.
15. (79). И станут Светлые Боги посылать к ним Странников Многомудрых, Ибо не имеют они ни Духа, ни Совести. И Чужеземцы станут слушать Мудрое Слово их, А выслушав, будут приносить жизнь странников, В жертву богу своему. И создадут они Золотого Тура, Как символ своего могущества, И будут поклоняться ему, Тако же, как и богу своему.
16. (80). И пошлют к ним Боги Великого Странника, Любовь несущего, но жрецы Золотого Тура Предадут его смерти мученической. И по смерти его, объявят БОГОМ его. И создадут веру новую, построенную На лжи, крови и угнетении. И объявят все народы низшими и грешными, И призовут прел ликом ими созданного Бога Каяться, и просить прощения за деяния Свершенные и не совершенные…