Сюрреализм

Серреализм— космополитичное течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции и официально завершившее свое существование в 1969 году. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения – Андре Бретон – писатель, лидер и идейный вдохновитель течения, Луи Арагон — один из основателей сюрреализма, причудливым образом трансформировавшийся впоследствии в певца коммунизма, Сальвадор Дали – художник, теоретик, поэт, сценарист, определивший суть течения словами: “Сюрреализм – это я!”, в высшей степени сюрреалистический кинематографист Луис Бунюэль, художник Хуан Миро – “самое красивое перо на шляпе сюрреализма”, как называл его Бретон, и многие другие художники всего мира. Сюрреализм возник как литературное течение, но вскоре приобрел статус художественного явления в современном ему мировом искусстве в целом. Сюрреалисты не ставили соей целью создание школы или художественного течения, продолжающего линию романтизм — реализм -…- футуризм, их планы были более глобальны, а амбиции непомерны. Они желали “осуществить универсальный революционный проект, относящийся ко всем областям деятельности и мышления… Они намеревались предложить людям новый способ сознания…” (Ален и Одетт Вирмо) Своего рода откровением для сюрреалистов явились созданные между 1910 и 1918 годами произведения итальянского поэта и живописца Джорджо де Кирико (1888- 1978гг), основателя так называемой метафизической живописи, возникшей как реакция на футуризм с его динамическим характером изображения.

В 1916 году Андре Бретон случайно заметил в витрине картину де Кирико “Мозг ребенка”, проезжая мимо в автобусе. На следующей остановке он вышел, чтобы вернуться к картине и проверить, не было ли обманчивым его первое впечатление. Приведу высказывание де Кирико того периода: “Не надо забывать, что картина всегда должна быть отражением глубокого ощущения и что глубокое означает странное, а странное означает неизвестное и неведомое. Для того, чтобы произведение искусства было бессмертным, необходимо, чтобы оно вышло за пределы человеческого, туда, где отсутствуют здравый смысл и логика. Таким образом, оно приближается к сну и детской мечтательности”. Это своеобразное эстетическое кредо творчества де Кирико оказалось чрезвычайно близким сюрреалистической концепции.

Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой , пересекаясь с пост- и трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм. Сюрреалистическими, то есть изображающими больше чем действительность, Аполлинер назвал свои стихи и пьесу ,в которых были зафиксированы бессвязные ощущения человека . Потом этот термин употребил другой французский поэт и психиатр Андре Бретон.Он издал в Париже журнал сюрреализма, опубликовал кредо нового течения в литературе и искусстве – “первый манифест сюрреализма”. Андре Бретон считал, что жизнеспособное искусство можно возродить, если высвободить подсознание. Итак в 1924г в Париже сюрреализм, как школа в изобразительном искусстве начал свое существование. К движению присоединились: Макс Эрнст и Андре Массон. Первая выставка сюрреалистов состоялось в 1925г., в ней участвовали такие непохожие друг на друга художники, как Джорджо де Кирико,Пауль Клее, Жан Ари, Макс Эрнст, Ман Рей, Хуан Миро, Пабло Пикассо и другие. Новое искусство — по мнению Бретона должно было выражать потаенные желания и потребности всех людей; для постижения этого искусства достаточно было восприимчивости и детской непосредственности. Изобразительное искусство базируется на наиболее сильном из физических чувств. Зрение позволяет нам править миром и сюрреалисты относились к нему исключительно серьезно, поскольку ценим реальность в том смысле в каком они ее понимали. На возникновении сюрреализма повлияла философия интуитивизма А. Бергсона и теория психоанализа З.Фрейда. Принятие сюрреалистами первого фрейдистского положения (об отсутствии принципиального различия между здоровыми и психическими больными) привело к признанию сумасшествия состоянием, наиболее благоприятным для сюрреалистического художественного творчества, ввиду полного отсутствия в этом состоянии контроля со стороны разума; практически это породило огромное количество сюрреалистических произведений, неотличимых от “картин ,создаваемых в психиатрических лечебницах сумасшедшими в процессе их лечения трудом. Пользуясь аналогией, проведенной Фрейдом между сновидениями и искусством сюрреалисты настолько широко применили к своему художественному творчеству методы психоанализа, что оказались, говоря словами французской пословицы, более реалистами чем сам король. Они применили к искусству такие стороны психоанализа, которые сам Фрейд никогда к художественному творчеству не относил. Фрейд находил, что сновидения составляются из зрительных картин (ситуаций), образованный из смеси непосредственных “вчерашних” дневных впечатлений и других переживаний, испытанных в действительности. Образы, мысли, затаенные желания и воспоминания проникают в сновидения, утверждал Фрейд, из “подсознания ”человека, куда они были вытеснены его сознанием и где постоянно находятся в виде “бессознательных комплексов ”. Научно установлено ( и во времена Фрейда), что возникновение сновидений является результатом ослабленной работы (неполным отключением) во время сна отдельных мозговых центров. Именно этот мир “Фрейдовских сновидений”, лишенный логики и смысла, искаженно и обеднено воспроизводящий отдельные случайные элементы действительности, сюрреалисты и сделали предметом своего искусства . Попытавшись стать “над” реализмом, сюрреалисты практически “зарывшись в дебри подсознательного”, создавали аналогичные и необъяснимые произведения, которые возводили в ранг сюрреалистического художественного творчества. Сюрреалисты выражают недовольство существующей действительностью –они объявляют ее источником всех зол. Они выступают против абстрактного мира цивилизации ,вообще. Никакой социальной революции не нужно — нужно только отказаться от разума, логики, от привычного восприятия вещей, от неудовлетворительного, даже абсурдного, с их понимания, разграничения прекрасного и уродливого, правдивого и ложного, хорошего и плохого. Нужно отказаться от всех традиций, уничтожить все привычные представления о нормах человеческих взаимоотношений. Иначе говоря, предполагаемая сюрреалистами революция должна заключаться в освобождении человека от чувств и обязанностей семейных, гражданских, классовых, от чувств справедливости, верности, долга. Произведения сюрреалистического искусства, созданные из выявленных инстинктов, должны отражать все худшее, что есть в человеке, — “дремлющие в нас чудовища”, также запретные и темные закоулки человеческого подсознания. Конфликт между разумом и “темными силами”, провозглашенный сюрреалистами основой искусства, нашел свое четкое и наглядное выражение в сценах жестокости, которые изобилуют все виды сюрреалистического искусства. Фрейдисткое лженаучное положение о кровожадности и жестокости человека по природе, сюрреалисты настойчиво и последовательно воплощали в своем искусстве в течении всех долгих лет его существования. Нагнетение в сюрреалистических произведениях ужасов и жестокости и оправдание ее “звериной сущностью”человека, многократно отмечали как теоретики, так и практики искусства. Теоретики сюрреализма не ограничились объявлением “случайности” эстетической основой художественного творчества. Они пошли дальше и выступили против самого принципа закономерности, против логики и разума, составляющих прочную основу реалистического искусства. Лучший способ изгнании логики из художественных произведений сюрреалисты видят в исключении из творческого процесса разума. Так практически шаг за шагом сюрреалисты вытеснили из сферы художественного творчества логику и разум, заменяя их полумистическими, но по существу слепым “интуитивным прозреванием” впавшего в состояние транса художника. Рассмотренные теоретические посылки сюрреализма заставляют прийти к заключению, что его эстетические позиции , основываются на алогичности и отказ от разумного сознания деятелями искусства явлений социальной действительности, составляют весьма узкие рамки для настоящего художественного творчества.. Они отрывают художников ,участников этого направления от актуальных социальных вопросов, лишают их творчество коммуникативности и противопоставляют народу. Oсновной областью художественной практики сюрреализма стало изобразительное искусство. В эту область сюрреалисты включают не только живопись и скульптуру, но и сравнительно недавние “нововведения” кубистов, футуристов и дадаистов – коллажи, реди – мейд, фроттажи, рейографы и т.д. Метод натирки, основывающийся ни на чем ином, как на усилении раздражительности способности мозга соответствующими техническими средствами, исключающий какую- либо сознательно умственную проводимость (разум, вкус, мораль) и доводящий до крайности активное участие того, доселе именовали “автором” произведения, этот метод оказался впоследствии истинным эквивалентом того, что уже было известно под названием “автоматическое письмо”. На смену натирке приходит скобление. Предварительно отгрунтованный светлыми красками холст кладется на неровную поверхность и с помощью штукатурной лопатки с более темной краской на нем появляются видимые на свет линии. Коллаж ( от фр. – клеить) был введен кубистами. Коллаж создавался путем наклеивания на холст различных кусков цветной бумаги, обрывков журналов и газет, реклам, а также путем прикрепления к холсту кусочков дерева и железа. Коллажами занимались многие художники сюрреалисты (М.Эрнст, Х.Миро, И.Танги, Э.Мезеп и др.), но их работы не получили популярности. Сюрреалисты дополнили коллажи, фроттажами (от фр. – тереть). Фроттажи создавались перенесением на бумагу с подложенных под нее предметов естественных рисунков дерева, тканей, листьев и т. п. Это перенесение достигалось путем натирания бумаги куском свинца. При этом на бумаге проступали со специально подобранных и подложенных под нее предметов формы фантастических пейзажей, призрачных птиц и животных.

 

Добавить комментарий