Официальное «крещение» орфизма произошло на Салоне независимых в 1913. Так критик Роже Аллар писал в своем отчете о Салоне: «…заметим для будущих историков что в 1913 родилась новая школа орфизм…» («La Cote» Париж 19 марта 1913). Ему вторил другой критик Андре Варно: «Салон 1913 был отмечен рождением новой школы орфической школы» («Comoedia» Париж 18 марта 1913). Наконец Гийом Аполлинер подкрепил это утверждение воскликнув не без гордости: «Это орфизм. Вот впервые проявилось это направление которое было мною предсказано» («Montjoie!» Париж приложение к 18 марта 1913). Действительно термин этот был изобретен Аполлинером (орфизм как культ Орфея) и впервые публично заявлен во время лекции посвященной современной живописи и прочитанной в октябре 1912. Что он имел в виду? Кажется он и сам этого не знал. Более того не знал как определить границы этого нового направления. На самом деле путаница царящая и поныне произошла из-за того что Аполлинер неосознанно спутал две проблемы взаимосвязанные конечно же но прежде чем пытаться соединить их ему следовало подчеркнуть их различия.
С одной стороны создание Делоне живописных выразительных средств полностью основанных на цвете а с другой расширение кубизма благодаря появлению нескольких разных направлений. После разрыва с Мари Лорансен в конце лета 1912 Аполлинер искал приюта у семьи Делоне которые приняли его с дружеским пониманием в своей мастерской на улице Гран-Огюстен. Как раз этим летом Робер Делоне и его жена испытали глубокую эстетическую эволюцию приведшую к тому что позже он назвал «деструктивным периодом» живопись основанная исключительно на конструктивных и пространственно-временных качествах цветовых контрастов. Аполлинер таким образом стал главным свидетелем этой эволюции и обсуждал ее в пространных беседах с хозяевами. Убежденный в обоснованности их идей более того обрадованный тому что должен первым приподнести их общественности он занимает этими проблемами своих читателей в статье опубликованной в газете «Temps» (14 октября 1912) и публикует важный текст Делоне «Реальность чистая живопись» в «Soirees de Paris» (декабрь 1912) и в немецком журнале «Der Sturm» (декабрь 1912). Заметим что в этих текстах речь идет не об орфизме а о «чистой живописи» выражение введенное самим Делоне который несмотря на дружбу с Аполлинером так и не оценил его термина как не отражавшего его истинных намерений. То что Аполлинер говорил об орфизме больше относится к литературе — написал он позже (письмо С. Халперту 1924 приведено в книге Du Cubisme a l’Art abstrait. Les cahiers inedits de R. Delaunay Париж 1957). Серия «Окна» созданная зимой 1912-1913 настолько вдохновила Аполлинера что он написал одну из самых красивых своих поэм («Окна»: «Du rouge au vert tout ie jaune se meurt…») которая была напечатана в каталоге выставки Делоне в гал. «Штурм» в Берлине (январь 1913). На самом деле термин «ор физм» впервые появился в статье Аполлинера «Die moderne Malerei» напечатанной в феврале 1913 в журнале Der Sturm. Она и положила начало путанице. Уже в начале Аполлинер подчеркивает что две новые живописные тенденции показавшиеся ему наиболее важными это с одной стороны кубизм Пикассо а с другой — орфизм Делоне . Это утверждение как и любое эстетическое суждение может казаться спорным но оно и сегодня остается совершенно резонным и обоснованным. К сожалению Аполлинер затем приводит список художников испытавших на себе влияние этих двух великих художников. Но если список последователей Пикассо вполне логичен (Брак Метсенже Глез Грис и кто знает почему — Мари Лорансен) то список последователей Делоне — это плод чистой фантазии поскольку в него включены одновременно Леже Пикабиа Мари Лорансен Марсель Дюшан и в Германии — Кандинский, Марк Мейднер, Макке Явленский Мюнтер и Фрейндлих не говоря уже об итальянских футуристах оказавшихся последователями художника которого они резко отвергали. Безусловно Марк и Макке испытали сильное влияние Делоне; было заманчиво включить в этот список и таких колористов как Леже и Пикабиа хотя они следовали совершенно особыми путями отличными от Делоне. Но вот подверстывать сюда Дюшана Кандинского и футуристов было по меньшей мере досадным просчетом. По-видимому идеи Аполлинера вовсе не иссякли на этом потому как в 1913 этот список испытал значительные изменения. Помимо Делоне он включает в него Леже американца Брюса (который действительно был последователем Делоне) Мари Лорансен и с определенной осторожностью Глеза и Метсенже «Lintransigeant» 18 марта 1913). Но в «Montjoie!» вышедшей в тот же день наряду с Леже и Мари Лорансен он называет Пикабиа и «туманно орфическую живопись Моргана Рассела«. 25 марта («Lintransigeant») он перечисляет Делоне Леже и Пикабиа а затем — не уточняя считает ли он их в самом деле орфистами — Мари Лорансен Метсенже ЛюкаАльбера Моро Лафресне венгра Соботку и Шагала. В книге «Художники-кубисты» (Париж 1913) он называет Пикассо, Делоне, Леже, Пикабиа, Дюшана, а также Пьера Дюмона и Анри Валанси. Наконец в ноябре 1913 подводя итоги первого Осеннего салона в Берлине («Soirees de Paris») он говорит в заключение о Делоне и его жене затем воздает должное Глезу Кандинскому Леже Метсенже Пикабиа и итальянским футуристам и заканчивает таким образом: «…это историческая выставка и если орфизм впервые появился в Салоне независимых то здесь мы стали свидетелями первого Салона орфизма». В действительности этот термин обозначавший сначала только живопись Делоне распространился благодаря Аполлинеру на весь авангард за исключением ортодоксального кубизма Пикассо. С этой точки зрения выражение «четвертованный кубизм» которое он также иногда употреблял было безусловно менее пагубным так как оно не вносило путаницы. Понимая что Аполлинер был в дружеских отношениях со всеми передовыми художниками того времени и фактически официальным глашатаем кубизма большинство других критиков слепо последовало за ним и принялось рассуждать об орфизме как о движении занесенном в каталоги. Когда перечитываешь их отчеты о Салоне независимых 1913 замечаешь что всюду термин употребляется только по отношению к участникам зала 45 где находилась большая картина Делоне «Команда Кардиффа» (1912-1913 Париж Гор. музей современного искусства). Потому-то все и воспринимали Делоне как лидера этого нового направления. Некоторые критики правда не относили к орфистам по меньшей мере трех художников экспонировавшихся в том же зале: Ван Донгена (давно причисленного к фовистам), Шагала (тогда еще мало известного в Париже) и Алис Байи. Зато все причисляли к последователям Делоне П. Брюса Моргана Рассела (создателя вместе со Стентоном Макдональд-Райтом движения синхронизма которое несмотря на утверждения самих художников определенно испытало влияние Делоне) Ф. Пикабиа, Фернана Леже и чеха Франтишека Купку две картины которого («Вертикальные планы» 1912-1913 Париж Нац. музей современного искусства Центр Помпиду; и Соло коричневой черты 1912-1913 Прага Нац. гал.) едва ли обнаруживают сходство с искусством Делоне хотя их автор был одним из создателей беспредметной живописи которой и соответствуют эти два произведения. Это смешение эстетики Делоне и Купки длилось особенно долго. Только десяток лет назад оно перестало вводить в заблуждение. Любопытно что сам Аполлинер даже не называл имени Купки оно не фигурирует ни в одной из его работ. В заключение нужно сказать что слово «орфизм» не относится ни к какому реально существующему направлению а служит лишь свободной перегруппировке столь разных часто даже противоположных художников (Делоне, Дюшан, Кандинский). Невозможно поэтому изложить историю живописного направления которого никогда не существовало и единственной историей которую можно рассказать оказывается в конечном счете история самого этого термина.