Игорь Палей

 

 

Нельзя рассматривать характер, темперамент человека в отрыве от географической среды, взрастившей его. Климат и природа, традиции и образ жизни, безусловно, оставляют след на творческой личности.

Следует особо подчеркнуть, что в период, когда во всей стране, именовавшейся Советским Союзом, властвовала жестокая цензура, насильно втискивавшая творцов в рамки соцреализма, в Грузии художники были почти вне рамок этой цензуры, и, глядя на их работы, коллеги из России завистливо восклицали: «У нас такое не проходит!»

Благодаря творческой свободе, искусство Игоря Палея имело возможность развиваться, и не безуспешно, о чем свидетельствуют многочисленные публикации на географической родине о выставках художника и о его произведениях.

…Высокий, загорелый, скуластый, Игорь Палей легко входит в контакт и охотно, вопреки сложившемуся у меня мнению о том, что художники – народ малоразговорчивый, ведет беседы на отвлеченные темы, философствует о своем понимании искусства.

Игорь, вы являетесь представителем абстрактного искусства, пусть и с универсальной интерпретацией его принципов (по определению специалистов). Как давно вы начали писать именно такие полотна?

– Я рисую столько, сколько помню себя. С раннего детства в моем воображении роились абстрактные образы, но, будучи ребенком, я, конечно, не подозревал, что на свете уже существуют абстракционизм, кубизм, сюрреализм и прочие «измы». Лишь повзрослев, я понял, что абстракционизм уже повлиял на эстетическое сознание общества ХХ века.

Ваши работы очень эмоциональны, яркость палитры буквально ослепляет буйством насыщенного цвета. Посвященный зритель, разумеется, умеет их читать, а непосвященный, как правило, хотел бы разъяснений.

– Я ничего никогда не разъясняю. Просто я мыслю образами, рождающимися в подсознании, и невольно они могут ассоциироваться у зрителя с морем, небом, цветами и даже космосом. Художник, в широком смысле слова, может именовать себя таковым только тогда, когда открывает для других что-то новое. Когда я пишу, я не думаю о каких-либо страданиях или радостях, в моих полотнах нет никакой философии. Сама жизнь рождает искусство. Если мои дни протекают без перемен, движения, то и в моем искусстве застой. Смена места, увлечения, любовь, какие-либо сильные впечатления от увиденного являются для меня своего рода допингом, заставляющим браться за кисть. Истоки вдохновения – в самой жизни, а моя эмоциональность – исток неоднозначного восприятия этой жизни. Искусство же – это тайна, которую никому не дано постичь.

 

Скажите, Игорь, когда вы ехали сюда, на что вы надеялись?

– На то, что смогу здесь себя реализовать.

Ну, и как?

– Я чувствую в себе большой потенциал, но он пока еще не реализован. В какой-то степени этому мешает недостаток общения, незнание языка.

Но, насколько мне известно, у вас уже были здесь персональные выставки. И совсем недавно вы участвовали в групповой экспозиции в Тель-Авиве. И это тоже нашло отражение в прессе.

 

О том, что два года жизни в Нетании для Игоря не были бесплодными, свидетельствуют и выставки, и отклики «русской» и ивритской печати. А в журнале «Израиль-2000» Игоря Палея представляют как израильского посланца искусства за рубежом. Вот как оценивает работы художника искусствовед профессор Григорий Островский: «Картины И. Палея праздничны и жизнерадостны. В них ощущается жизненная и творческая энергия художника, экспрессия мысли и чувства, живописный темперамент, влюбленность в яркие, звонкие краски реального и фантастического миров». Секрет притягательности его произведений Г. Островский видит и в лиричности, и в оптимизме, и в умении приобщить нас к сопереживанию, возможности увидеть мир его внутренним зрением.

Меня интересует, отличаются ли полотна художника грузинского периода от израильского.

– Здесь они стали более светлыми, – отвечает Игорь и поясняет, – может быть, из-за обилия солнца и более спокойной обстановки. Хотя, впрочем, и нервотрепка случается.

Прощаясь с Игорем, я заметила, что всего лишь за два года пребывания в Израиле он добился определенного успеха, а ведь впереди у него для более полной реализации вся жизнь. На что он мне ответил: «Любая творческая личность, реализуясь, развивается, а развиваясь, реализуется. Именно к этому я и стремлюсь».

***

А потом Игорь Палей переехал из Нетании в Иерусалим – и в последние лет десять выпал из поля моего зрения. Но вот 2 апреля 2009 года в Иерусалиме, во Всемирном центре прогрессивного иудаизма состоялось открытие его очередной персональной выставки. В связи с этим у меня появилась перед выставкой возможность познакомиться с его последними работами, наверстать упущенную за прошедший период информацию о нем (впрочем, приглашения на выставки Игорь посылал мне регулярно, но я ими не могла воспользоваться).

Как оказалось, переезд в Иерусалим принес художнику более комфортный настрой на творчество. Из его мастерской, расположенной на застекленной веранде, открывается прекрасный вид, а сама жизнь в столице для него отличается тем, что «в этом городе совсем другие лица, другие люди и другой воздух… Работать, творить – самое место в Иерусалиме». Так считает Игорь.

 

Полотна, написанные Палеем за последние годы, на первый взгляд, мало отличаются от прежних. Они узнаваемы по стилистике, содержанию, мажорной цветомузыке, колористическим контрастам и гармониям. Но есть в них и нечто новое, что свидетельствует о не зря потраченных годах. Чувствуется профессиональный рост, еще больше стало эмоций и экспрессии, одновременно стало более явным лирическое начало. Если прежде у него было больше абстракционизма в симбиозе с кубизмом, то сейчас это – синтез абстракционизма с сюрреализмом.

Игорь не относится к тем художникам, которые всю жизнь экспериментируют. Он верен себе и работает так, как когда-то начал. Я спросила его, не хочется ли ему попробовать себя в другом направлении. Он ответил, что не ставит себе целью быть верным себе, просто он садится писать то, что зарождается в уме. У него свой индивидуальный вариант интерпретации универсальных принципов абстрактной живописи, возможности которой неисчерпаемы, хотя, может быть, она в какой-то степени и стала уже достоянием истории. Ему интересно работать именно так, потому что «так» он ни на кого не похож, «так» он может сказать свое слово в искусстве.

Как правило, Игорь не дает названий своим работам, такая возможность предоставляется зрителю. Любопытно, что некоторые религиозные люди, посмотрев его работы, убеждают его в том, что он, сам того не зная, является человеком верующим. «Да нет, я человек светский», – говорит он в ответ. А те ему: «В твоих работах есть каббала и скрытый божественный смысл!» Возможно, такое ощущение возникает у зрителя из-за мощной энергетики, которую излучают его работы. Если долго стоять перед полотнами и фантазировать, можно увидеть некий вторичный план, какие-то предметы, образы, контуры. В картинах Игоря всегда сочетаются или противоборствуют стихии воды, небес, далекого космоса. Любит он изображать и цветы. И еще появились у него в дополнение к причудливо извивающимся лентам и птицам такие детали, как яйцо, бабочка. На вопрос, какой смысл он в них вкладывает, художник ответил:

– Природа создала совершенные формы – шар, овал. Я их помещаю, во-первых, потому что это красиво, во-вторых, потому что яйцо символизирует зарождение жизни. Когда на моих полотнах нет птиц, бабочек, яиц, смысл работ совершенно абстрагированный, потусторонний. А эти символы добавляют жизни, зритель чувствует себя участником реальности.

…Игорь Палей – художник дотошный, в хорошем смысле этого слова. Над своими работами он может трудиться месяцами и даже годами. Он нередко возвращается к своим работам, сделанным даже до репатриации, и что-то в них доделывает и переделывает, иногда полностью меняя первоначальный вид. Он упорно работает над цветом и светом, над формой и, главное, над смыслом, в который вкладывает свои мысли, энергию, чувства, миропонимание. Удивительно, как ему удается при его нелегкой репатриантской жизни сохранять неиссякаемый оптимизм и передавать в работах жизнеутверждающий настрой.

Незадолго до своей кончины замечательный искусствовед Григорий Островский написал о творчестве Палея глубокую статью, которую, к сожалению, не успел опубликовать. Вот небольшая, но емкая цитата из этой статьи: «Мировидение художника (И. Палея – Е.Л.), – пишет Островский, – оказывается более сложным и неоднозначным, чем это кажется на первый взгляд. Не сторонний наблюдатель, но соучастник нашей жизни, художник остро ощущает несовершенство окружающей действительности, нервическую аритмию современного бытия. И потому эти диссонансы входят в образную ткань его произведений столь же естественно, как и вечная жажда недостижимой гармонии земных и небесных сфер».

 

 

Some biographical facts P.O.B  36496
Place of birth — Tbilisi, Georgia Jerusalem 94470 ISRAEL
Date of immigration to Israel — 19/05/93 Tel: 077.54.100.34
  Mobile: 054.5936496
E-mails: Igorpaley@rambler.ru Igorpaley@gmail.com
 
 

Education:
1981-86  Studies at the Tbilisi Pedagogical Institute.
1986-91  Studies at the Tbilisi Academy of Arts.

ONE MAN SHOW (selected).
1993   October. Gordon Gallery-30, Tel — Aviv. Israel.
1994   April-May. New Art gallery, Netanya. Israel.
1996   October-November.  Art Center, Rishon-Le-Zion. Israel.
1997   April. Artist House, Ein Hod. Israel.
1997   August. Jerusalem Antiquities Authority, Jerusalem. Israel.
1998   March-April. Jerusalem International YMCA, Jerusalem. Israel.
2000   January. Soane Gallery of Art, Denver. USA.
2000   June. Zionist Organization of America, Tel — Aviv. Israel
2000   October-November-December. Asia House, Tel — Aviv. Israel.
2002   November. Beit Shmuel — The world union for progressive Judaism, Jerusalem.

2004   November. Music Center – Targ – Jerusalem. Israel.
2005   March-April.  Beit Shmuel — The world union for progressive Judaism, Jerusalem.

2008   September – Jerusalem Cultures Center.

2009   May-April. Beit Shmuel — The world union for progressive Judaism, Jerusalem.

Exhibitions:
1991   February. Alternative to socialist realism. Central House of Art, Tbilisi. Georgia.
1992   November. Cultural Center, Tbilisi. Georgia.
1993   June. «New Art Gallery», Netanya. Israel.
1993   December. «Sofia Gallery», Netanya. Israel.
1994   March-April. Sa-Nur’s Gallery, Sa-Nur. Israel.
1995   June. «Beit Hemlin» exhibition of the new immigrant artists from Georgia, Tel- Aviv. Israel.
1995   October. «Binyanei Ha-Umah», Judaism and Art, Jerusalem. Israel.
1997   January– Jerusalem Cultures Center.

2002   October. Cultures Center, Jerusalem. Israel

2007   March. Hanita Contemporary Art Museum. Israel.

2007   May. Cultures Center. Jerusalem. Israel Professional Artist Association.

2007   September. The Jerusalem House of quality. Israel Professional Artist Association.
2008   April –May. Artist House «Ein Hod» Israel.

2008   December-January. Bible Museum. Tel-Aviv. Israel Professional Artist Association.

2009   May Beit «Yad Le-Banim” Rishon Le-Zion. Israel Professional Artist Association.

2009   Gallery «Migdalor” – Jaffa.

2010   December Gallery «Migdalor” – Jaffa

2011   February. 20 years of the Great Aliya. Culture Centre Jerusalem, Israel.

Добавить комментарий