Методические рекомендации воспитателей

 

Воспитатель Кузьмина Татьяна Валентиновна

СОДЕРЖАНИЕ

1. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ — ВАЖНЫЙ ПУТЬ В ГУМАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

2. ЗНАЧЕНИЕ ЛЕПКИ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕПКОЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. 
• ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ. 
• РАЗНООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЛЕПКЕ. 
• СПОСОБЫ ЛЕПКИ ДЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБЪЕМНОЙ ФОРМЫ. 
• ВИДЫ ЛЕПКИ. 
• ИНТЕГРАЦИЯ ЛЕПКИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИСКУССТВОМ.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

5. ПРИЛОЖЕНИЯ. 

Одним из основных принципов работы дошкольного учреждения на современном этапе развития нашего общества, исходя из Концепции дошкольного воспитания, является гуманизация педагогического процесса. Ее основной смысл – поставить в центр внимания всей педагогической деятельности ребенка, удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развитие его способностей, творчества, воображения, обеспечение его эмоционального благополучия. 
Важный путь в гуманизации педагогического процесса – усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитие художественно-творческих способностей всех детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении. А одно из условий – приоритетное внимание к специфическим видам деятельности, в том числе изобразительной. 
Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок — здоровым и успешным.

Наше дошкольное образовательное учреждение – «Детский сад №114 ОАО «РЖД», опираясь на традиции и богатый опыт коллектива, выбрало в качестве приоритетного художественно-эстетическое направление.

С 2005 года детский сад ведет опытно-экспериментальную работу «Педагогическая модель художественно-эстетического образования в дошкольном учреждении». Цель эксперимента – разработать и обосновать педагогическую модель художественно-эстетического образования в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивающую высокоэффективную индивидуальную и коллективную деятельность, позволяющую достигнуть повышение качества образования в художественно – эстетическом развитии воспитанников при рациональных затратах и времени всех участников педагогического процесса.

Одна из задач — развитие разнообразных художественно-творческих способностей детей.

Работа с детьми строится исходя из программы непрерывного образования «Из детства – в отрочество» (авторский коллектив под руководством Т.Н. Дороновой).

Эта программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, его эмоциональное благополучие, охрану и укрепление здоровья и, что особенно важно, приобщает к миру общечеловеческих ценностей.

Особое внимание уделено в данных программах эстетическому воспитанию детей.

«Эстетическое развитие ребенка, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено занятиями по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности”, — считает Т.Н. Доронова.

Сферы «Красота в жизни и изобразительном искусстве” и «Обучение детей рисованию и лепке” разделены и представлены в виде самостоятельных подразделов.

Специфика обучения рисования, лепки как художественных сфер детской деятельности в том, что в их основе лежит не количественное наращивание суммы знаний и умений, навыков, а развитие способности изображать то, что для ребенка интересно или эмоционально значимо (воспитание личностного способа отношения к миру, другим людям, самому себе).

Проанализировав методику  Т.Н.  Дороновой, я пришла к выводу, что большее внимание в разделе «Изобразительная деятельность детей» уделено рисованию, нежели лепке (в рисовании — разнообразие техник, материалов, вариативность оформления работ и пр.). При  обучении  детей лепке материалы ограничены (пластилин, глина), методика лепки недостаточно полно разработана, не прослеживается идея самоценности продуктов детской деятельности (использование продуктов детской деятельности в оформлении группы и т.д.).

Значение же лепки для развития ребенка огромно. Это — искусство детей — очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.

Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий.

Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. 
«…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.

Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и: 
— координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики; 
— разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса); 
— возможность создания объемных поделок; 
— умение планировать работу и доводить ее до конца; 
— богатое воображение.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. 
Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.

Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствуют, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для меня ведущим в разработке программы кружковой работы по лепке.

Ее цель — развитие художественно-творческих способностей детей.

 

В качестве основных были намечены следующие задачи: 
1.Развитие эстетического восприятия и художественно-образного мышления ребенка. 
2.Освоение дошкольниками разнообразных пластических материалов, традиционных и нетрадиционных техник. 
3.Повышение эмоциональной выразительности и разнообразия создаваемых детьми художественных образов; создание оригинальных, неповторимых образов и способов действия. 
4.Формирование способностей детей чувствовать и объяснять выразительность образа, давать художественную оценку создаваемого и законченного образа. 
5.Учить детей отбору выразительных средств, которые наиболее полно удовлетворяют их потребности. 

Лепкой можно заниматься в дошкольном учреждении  на специально  организованных занятиях, в утреннее время, вечерние часы, на прогулках  и  в  семье.

 

I половина дня 
Индивидуальные и мини-подгрупповые занятия (отрабатывание приемов лепки из теста, пластилина).

Прогулка 
(Обучение и закрепление умений и навыков лепки из песка, пластилина — летом и снега – зимой).

Занятия  по  лепке 
Подгрупповые и фронтальные (закрепление умений и навыков лепки из глины, теста, пластилина).

II половина дня 
Индивидуальные и мини-подгрупповые занятия (отрабатывание приемов лепки из глины, теста, пластилина).

В семье 
(закрепление умений и навыков лепки из разных пластических материалов).

Дети очень любят лепить и они должны быть совершенно свободны в том, что они захотели лепить или просто поиграть, поэкспериментировать с тем или иным материалом. Задачей же воспитателя является пробуждение творческих сил ребенка, предоставление ему «пищи» для творчества в разнообразных видах художественной деятельности.

Уже в младшем дошкольном возрасте пробуждение интереса к лепке может быть осуществлено через подражание ребенка деятельности взрослого. На глазах у детей в руках воспитателя рождаются разные фигурки, что стимулирует их на собственную деятельность. А в старшем возрасте воспитатель лепит вместе с детьми, демонстрируя способы обращения с материалом.

Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок. 

ГЛИНА

Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску. 
Глина, добытая в разных местах, имеет свой индивидуальный цвет: желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый. 
Хранят глину в полиэтиленовых пакетах, чтобы не проходил воздух; время от времени глину обрызгивают водой. 
Перед занятием воспитатель скатывает из глины комки нужной величины и прикрывает влажной тряпкой. Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом занятия следует слегка смазать руки подсолнечным маслом. 
С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею, не отщипывать крохотные кусочки. Если глина и попала на одежду — это не страшно, после высыхания она легко стряхивается. 

ПЛАСТИЛИН

Услышав слово « пластилин», сразу же представляем, что предстоит лепить. Дети очень любят лепить из пластилина — это красочный, яркий пластичный материал для лепки. 
Чтобы пластилин к началу работы был достаточно мягок, то его следует ненадолго положить в теплое место. Для самых маленьких детей лучше подойдёт флуоресцентный пластилин (он более мягкий), для детей постарше — пластилин любой другой серии. 
Приёмы лепки из пластилина очень разнообразны, но работать с ним надо осторожно, так как пластилин оставляет жирные пятна. 
Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объёма, но и задачи, связанные с выбором цвета. 
Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков.

ТЕСТО

Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени.

Рецепт теста: 
Смешать 2части муки с 1частью мелкой соли и добавить немного воды. Хорошо вымесить. Тесто должно быть очень тугим. 
На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник. 
Приёмы изготовления из солёного теста очень схожи с приёмами работы с пластилином. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто смочить водой. 
Оконченное произведение можно раскрасить, добавляя в краски клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. 
Поделки из солёного теста следует хранить в сухом месте, обращаться с ними нужно осторожно, так как высохшее тесто довольно хрупко. А уж если отломался какой-то элемент, его можно приклеить клеем ПВА. 

СНЕГ

Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега — очень интересное и увлекательное занятие.

Но обязательным условием для этого материала является достаточная влажность. Сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети создают на участке снежные ансамбли с лепными животными, фигурами людей, строят горки, крепость. 
Начинается работа с того, что скатывается снежный ком. Если поделка высокая, то друг на друга ставятся несколько комков. Эта конструкция укрепляется в стыках (похлопыванием, налепами), а затем отсекается лишнее и дополняется отдельными частями. 
Снег можно заготавливать в любую погоду, складывая его в определённое место и прихлопывать, а во влажную погоду гора снега готова для творения. 
И пусть живут изделия из снега недолго, но даже за короткое время они радуют всех своей необычной красотой. 

ПЕСОК

Любимое занятие детворы на прогулке летом — игры с песком. 
Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Пользоваться для создания объёмных фигур различными формочками, ве-дёрками, лопатками. 
Как и для снега, так и для песка обязательное условие — достаточная влажность. Песок поливается рано утром водой и ко времени наступления прогулки он становится достаточно хорошим для лепки. Лепить из песка нужно быстро и сильно не прихлопывать, так как он может обсыпаться, и постройка рухнет на глазах. 
Дети с большим удовольствием лепят из песка и обыгрывают свои постройки, будь то дорога для машины или торт для кукол. И не так уж важно, что может быть испачкана одежда, ведь это вполне устранимо, а вот полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение от сделанного стоят неизмеримо дороже. 

Всем родителям приятно, когда их ребёнок делает что-то своими руками. И не важно, что штуковина получается немножко кривая и кособокая, главное, что малыш сам это сделал. 
Не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом для ребёнка будет лепка из различных материалов, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить своё мастерство.

 

Способы лепки для изображения объемной формы:

— Конструктивный способ: 
Лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных деталей, присоединяя к ним более мелкие. 

— Пластический или скульптурный: 
Лепка из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.

 

— Комбинированный способ 
Это способ, объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, т.е. «скульптурный + конструктивный». 

Также в работе с детьми дошкольного возраста можно лепить не скульптуры, а картины. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную или керамическую), покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать. 

БАРЕЛЬЕФ – лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы);

 

 

 

ГОРЕЛЬЕФ  – это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф. 

ПРИЕМЫ ЛЕПКИ: 
— отщипывание 
— раскатывание 
— сплющивание 
— вдавливание 
— оттягивание 
— прищипывание 
— примазывание 
— прижатие 
— сглаживание 
— налепы 
— процарапывание.

Виды лепки:

— предметная лепка

— сюжетная

— декоративная

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребёнок имеет дело с реальным объёмом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остаётся обобщённой. Поэтому главной задачей является – обучение детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

Сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, устано-вить его, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов. 
Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия. 
Основные задачи при обучении сюжетной лепке: 
— научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; 
— учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; 
— использовать различные приёмы лепки.

Декоративная лепка — это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек, выполнение небольших украшений (бусы, броши). 
Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребёнку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, красивому декоративному заполнению пространства. Элементы узоров можно наносить стекой, печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника, использовать винты разной формы.

Для успешного овладения навыками декоративной лепки в детском саду используют предметы декоративно – прикладного искусства, художественные изделия народных умельцев. Детей увлекает простота формы, содержание игрушек, яркость оформления, ощущение гладкой, приятной для руки поверхности. 
Художественно – творческая деятельность проявляется не только в конечных продуктах детского творчества, но и в высказываниях детей в момент рождения замысла. Часто именно этот разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным отправным толчком, рождающий художественный образ в детском творчестве.

 

Большое значение для формирования умений и навыков детей в лепке имеет осязание детьми предметов скульптурного искусства. Дети узнают, что такое скульптура, для чего она нужна, кто такой «скульптор». Различают по внешнему виду, из какого материала сделана скульптура, знают виды скульптуры. 
Произведения скульптуры обычно передают образы в действии. Наиболее доступно для детей восприятие ясно выраженного действия, поэтому при ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц.

В детском саду дети знакомятся со скульптурой малых форм. Важно иметь набор скульптур изображающих животных, птиц. Некоторые игрушки можно назвать скульптурными, это: цветные фарфоровые игрушки, работы богородских мастеров (фигурки людей, животных).

Формы и методы, используемые при ознакомлении дошкольников 
со скульптурой 
1. Экскурсии по улицам города, в музеи или выставки для просмотра заранее отобранного материала, доступного для детского восприятия. 
2. Рассматривание скульптур малых форм, фотографий. Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из произведений. 
3. Просмотр видеофильмов о городах Росси и мира на тему «Статуи и памятники». 
4. Выставки художественных произведений по какому-либо виду изобразительного искусства: скульптура, декоративно – прикладное искусство. 
5. Самостоятельное рассматривание детьми произведений искусства в детском саду и вне его. Обсуждение в группе увиденного.

 

Добавить комментарий