Биография Александра Исачева

Творцу необходима пустыня для того, чтобы он мог начать творить свой собственный мир, родить его из своей души.

Александр Исачев

Белорусский художник Александр Анатольевич Исачев родился 11 января 1955 году в поселке Озаричи Калинковичского района Гомельской области. Через три года умер его отец, и мать вместе с детьми переехала в город Речицу. Сначала Александр учился в мозырской школе-интернате, а затем поступил в минскую школу-интернат по музыке и изобразительному искусству имени Ахремчика, где проучился с пятого по восьмой класс. В двенадцатилетнем возрасте он получил премию на конкурсе детских рисунков в Италии, однако из интерната для одаренных детей его исключили после того, как он выкрасил волосы хной. Вспыхнувший конфликт с директором обернулся изгнанием одаренного ученика. В Советском Союзе конформизм и лояльность по отношению к власти ценились намного больше, чем талант и отличные успехи в учебе.

Александр вернулся в Речицу, где получил среднее образование в вечерней школе рабочей молодежи и устроился на работу штукатуром-маляром в ремонтно-строительном управлении. Там же он познакомился со своей будущей женой Натальей. По вечерам, как и все подростки его возраста, ходил на танцы а ночью писал картины. Однако размеренный и однообразный ритм провинциальной жизни отнюдь не способствовал развитию его дара, поэтому в начале 1973 года Александр уезжает в Ленинград, устраивается там на работу в зеленхоз, получает лимитную прописку и общежитие. Поначалу жизнь в «культурной столице» складывается непросто, пока случай не сводит его с поэтом Костей Кузьминским, заприметившим восемнадцатилетнего паренька, кипятившего воду на вечном огне на Марсовом поле, чтобы согреться и поесть. Через своего нового друга Александра попадает в среду ленинградских неформалов и знакомится с известным коллекционером, меценатом и ценителем живописи Георгием Михайловым, купившим несколько его картин для подпольной выставки, организованной у него на квартире. Богемная среда «захлестнула его своим бурным проявлением жизни».

МагияМагия

Время, проведенное среди молодых неформалов, стало для Александра периодом становления. Он перепробовал себя во множестве стилей и течений, участвовал в двух выставках ленинградских художников нетрадиционных направлений (1974, 1975 гг.). К самой первой полуофициальной выставке группы неофициальных художников на психологическом факультете ЛГУ Александр подготовил серию графических работ тушью в сюрреалистической манере, в духе, как он позднее сам определил, «черного юмора» и «эпатажа». По требованию декана факультета эти работы были сняты с экспозиции и показывались зрителям в отдельной папочке. В конце концов их кто-то украл, Александр не раз впоследствии вспоминал эти свои «шедевры» и удивлялся, что кому-то это могло понравиться.

В его работах, относящихся к этому периоду, просматриваются абстрактные и сюрреалистические мотивы. Потеряв работу, а вместе с ней прописку и общежитие, Исачев вынужден был перейти на полулегальное положение. Жить приходилось у друзей и знакомых, порой ночевал в парках и подъездах. Александра приютил Михайлов, который не только дал молодому художнику возможность выставляться, но и покупал ему холсты и краски. В конце концов истощенный, измученный недоеданием и недосыпанием Александр попал в больницу, после чего уехал домой в Речицу. Впрочем, Ленинград он покинул не навсегда, и продолжал бывать там наездами.

Искушение

Дриада

Повелитель

Вскоре Георгия Михайлова арестовали за поддержку неформального искусства и приговорили к четырем годам лишения свободы с конфискацией имущества. К счастью, его коллекцию, где находилось в том числе и 90 работ Исачева, удалось спасти от уничтожения, хотя значительная их часть была украдена или разрезана на части. Вместе с уцелевшей частью коллекции Михайлов эмигрировал на Запад, где занялся пропагандой современного русского искусства. Благодаря его усилиям Исачев получил признание за рубежом намного раньше, чем у себя на родине. Сегодня его работы находятся в европейских галереях и у частных коллекционеров.

Возвратившись в Речицу, Исачев постепенно отходит от авангардизма и обращается к творчеству классических европейских мастеров. В это же время он начинает изучать труды Лосева и Аверинцива, мифы и эпос народов мира, культуру Индии, Китая и Японии. Он работает по 18 часов в сутки, однако власти отказывают ему в официальной выставке и пытаются привлечь к ответственности по статье «тунеядство». В это же время основными темами сюжетных полотен Исачева избирает библейские ветхо- и новозаветные мотивы. Он работает и над портретами, и над пейзажами. Они тоже в большинстве своем мифологизированы, о чем говорят названия: «Моисей», «После потопа». Одновременно художник выполняет заказы для церквей: пишет несколько икон для речицкой Свято-Успенской церкви и делает роспись православного храма в Мозыре. Центральным образом в его творчестве становится Иисус Христос.

В 80-е Исачев обращается к культуре древнейших человеческих цивилизаций: Греции, Египта, Шумера, Индии. К этому времени у него складывается целостная концепция собственного творчества. В полотнах художника этого периода боги различных религий соседствуют друг с другом, здесь встречается много символики: христианской, древнегреческой, египетской, индийской и т.д. Зачастую атрибутика нескольких культур присутствует на одном холсте. Показательна в этом смысле одна из программных работ Исачева «Аллегория искусства». Александр работает в манере гладкого письма, самостоятельно разгадывая секреты нанесения на холст тончайших лессировочных слоев. Занимается также акварельной живописью, пастелью, графикой. Символика, используемая художником, многомерна, что роднит его с американским живописцем Майклом Паркесом. Кроме того, он наполняет ее собственным содержанием. Без определенных знаний прочесть ее невозможно. Однако Исачев оставляет за зрителем право на собственное прочтение.

Апостол Петр

Определив однажды для себя важными вневременные, общечеловеческие истины, он и служил им, и занимался ими, и болел ими душой и телом. Любое конкретное проявление зла или добра в его мозгу сразу же обобщалось, находило свой прообраз в мифологемах мировой культуры и тем самым становилось художественным материалом, «пластилином» , из которого он вылепливал свою модель взаимодействия и борьбы злого и доброго, прекрасного и безобразного. Те реальные явления, которые другого человека могли психологически травмировать, для Александра превращались в предмет философского осмысления, кистью или словом — неважно.

Вот типичный пример того, как воспринималось им собственное бытие: «Я долго думал над мифом, повествующим о рождении Аполлона… Почему бог, олицетворяющий искусство и творческую потенцию, родился где — то в изгнании, на каком то пустынном острове? Почему греки не окружили более достойными условиями рождение своего любимца? И понял: это — не случайно. Видимо, душе его необходимо было измучиться пустыней, истосковаться по прекрасному, по совершенству и гармонии до такой степени, чтобы оказаться способной родить все это из самое себя, превратиться в источник творческих сил… У меня тоже самое: рождение в глубинке Белоруссии, в какой — то деревеньке, большая часть жизни в небольшом провинциальном городке — условия, в которых, казалось бы, не из чего ни родиться, ни вырасти художнику… Так и должно было быть. Творцу необходима пустыня для того, чтобы он мог начать творить свой собственный мир, родить его из своей души. Я творец! Я бог! Я Аполлон собственного мира».

14 ноября 1987 года в Речице, в ДК «Нефтяник» , открылась первая выставка Александра Исачева. Для городка это стало сенсацией. Двадцать тысяч человек со всей Белоруссии приехали посмотреть его картины. Он был счастлив, как ребенок. Таким и запечатлела его кинокамера: улыбающимся, прижимающим к груди охапку цветов. Через три дня художник скончался от сердечного приступа. За свою жизнь Исачев создал около 500 картин, большинство из которых были вывезены за границу в Швецию, Германию, Францию, Израиль и США. На его могильной плите выбиты строки из Насими: «Я жемчуг в раковине скрытый, я мост, ведущий в ад и рай…»

Добавить комментарий