Вальдорфская игрушка - что это и с чем ее едят?


Исследовательский инстинкт ребенка

 Увальдорфской педагогики есть свои адепты, и свои противники. Однако даже те, кто считает эту систему оккультной, несовременной и пр. признают отличительные особенности вальдорфских игрушек, положительно влияющих на развитие детей всех возрастов.
Механическая игрушка, изготовленная промышленным способом, не подходит для этого процесса: она закончена по форме и цвету и не дает ребенку никаких стимулов для фантазии и самовыражения.       Говоря о вальдорфской игрушке, мы знаем, что ее действие будет направлено на:  ознакомление с окружающим миром, формирование базовых концептов слов (проще говоря, чувственных образов, лежащих в основе лексики), эстетическое воспитание,  социализацию ребенка,  развитие предметно-практической деятельности.

Изучая перечни вальдорфских игрушек, Вы точно НЕ найдете среди них: «готовящих гениев за 30 минут с 3 месяцев», ведь основной принцип вальдорфской игрушки – стимуляция естественной деятельности ребенка (для дошкольника - игровая, не учебная), развитие функций правого полушария (образности, творчество), что отличает эту систему, например, от «левополушарной», популярной сейчас методики М.Монтессори.

Для вальдорфской игрушки не важен уровень интеллектуального развития, поэтому с одним и тем же конструктором может играть, как годовалый, так и шестилетний малыш. Вальдорфцы категорически выступают против раннего развития интеллекта, уделяя больше внимания эмоциональному развитию ребенка.
Практически всегда вальдорфская игрушка сделана вручную. В идеале - родителями или другими близкими ребенка. В силу этого она всегда неповторима, уникальна, всегда несет в себе необходимые для конкретного  ребенка черты. 
Материалами для вальдорфских игрушек могут быть только природные, натуральные: дерево (зачастую не обработанное, с элементами, коры, неокрашенное), шерсть, хлопок, шелк, лен и т.п.    При подборе игрушек всегда  учитывается не только возраст ребенка, но и его личностные особенности - темперамент, конституция. С этим же связан и особый подход к выбору цветовой гаммы вальдорфских игрушек. Красителями становятся либо безвредные водные краски, либо соки растений, отвары кофе и пр. для сохранения природности цвета. 


Таким образом, шерстяная кукла теплая, почти «живая» на ощупь. Рельефный конструктор дает возможность обогатить тактильный образ предметов. Естественные ароматы игрушек стимулируют мотивацию к деятельности за счет близости обонятельного и мотивационного центров в головном мозге. 
Итак, перечислим основные группы вальдорфских игрушек, имея которые, Вы сможете реализовать наиболее удачные принципы вальдорфской педагогики у себя дома, избегая некоторых негативных ее сторон. 

 

  • Игрушки для обучения ремеслам: это могут быть клубки ниток, гончарный круг, ящик с инструментами и многое другое.
  • Материалы для творчества: как правило, в вальдорфской педагогике используется воск для моделирования, восковые мелки, акварельные краски, природный материал (кора деревьев, мох и т.п.) для аппликаций и конструирования.
  • Музыкальные инструменты для эвритмии. Наиболее ярким представителем вальдорфской педагогики является флейта. В целом, музыкальным занятиям уделяется значительное количество времени. В настоящее время родители могут пополнить детский уголок «натуральными» музыкальными инструментами, например, деревянным неокрашенным ксилофоном, трещетками и др.
  • Атрибуты для праздников и представлений. Праздники, в том числе неклассические, - отдельная «технология» вальдорфской педагогики. Самым известным является «праздник фонариков», однако каждый детский сад, садовница (так называется воспитательница в вальдорфской системе) или отдельно взятая семья может придумать свой собственный праздник. Например, праздником может стать день Принца или Принцессы, когда ребенок будет руководить «страной» в Вашей квартире. Для этого понадобятся корона, плащи и т.п. Или же Вы разыграете библейские сюжеты для ознакомления с ними ребенка.
  • Дидактические игрушки. Это не совсем классика вальдорфской педагогики, но так скажем игрушки, основанные на ее принципах.
  • Игровой шелк с прищепками: в Европе – одна из самых популярных игрушек для театральных представлений, в качестве счетного материала, для развития разных видов восприятия и моторики.
  • Счетный материал: что тут скажешь, всегда подбирается по вышеописанным принципам.
  • Вальдорфские куклы: такие детали как уши, нос, пальцы, пальцы ноги и пуп преднамеренно не учтены, чтобы стимулировать фантазию ребенка.Тряпичные куклы созданы, чтобы облегчить желание ребенка выразить множество чувств и эмоций через игру. Относятся к вальдорфским и исконно-русские куклы: пеленашки, куклы-узелки, такие куклы вместе с куклами-бабочками шьются для младенцев. Для детей от 3 лет шьются куклы со съемной одеждой, с различными застежками (для тренировки мелкой моторики). Интересен тот факт, что пропорции куклы всегда соответствуют пропорциям тела маленького ребенка. А куклы, изображающие взрослых (например, в кукольных спектаклях) — сделаны по пропорциям соответственно телу взрослого человека. Таким образом, играя с ними, ребенок воспроизводит реальную картину мира.
  • Деревянные фигурки животных, растений. Среди вальдорфских фигурок Вы никогда не найдете не характерных для них в природе признаков, например, одежды на животном или «нездоровый цвет» дерева. Как правило, эти игрушки передают наиболее характерные признаки животных, птиц, деревьев, фруктов и т.п., что важно для речевого развития ребенка.

  • Атрибуты для игр с куклами: это могут быть как цветы в горшках (для изображения деревьев), так и необычные машинки причудливых форм, кукольная мебель, выпеленная из цельных кусков дерева с остатками коры.
  • Визуализаторы ритма. Ритм – основа вальдорфской педагогики. Пожалуй, именно за это качество вальдорфская педагогика так прижилась в специальных (коррекционных) учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ритм – это залог развития нервной системы, профилактика, например, заикания.
  • Клады. Как правило, в вальдорфских садах есть «мешочки» с кладом гномов – искусственными или даже настоящими самоцветами.
  • Строительные наборы. Отличаются всегда своей формой - всегда очень мягкой, пластичной, без резких линий и острых углов. Даже кубики, как правило, имеют плавно-закругленные углы.

Наиболее известными производителями Вальдорфских игрушек являются:

  • Немецкая марка «Grimms»
  • Российская марка «Сказки дерева»
  • Российская марка Лукморье
  • Украинская марка Древосвет
 
Материал взят с сайта www.bioinstinct.ru

 

Адресат нашего творчества - БОГ!

В музее Державина в Санкт-Петербурге в рамках цикла «Любить литературу», организованного Французским институтом, состоялась встреча с писателем Пьером Мишоном. Он прочитал стихи Виктора Гюго и прокомментировал их.

Свой первый текст Пьер Мишон написал в 37 лет после нескольких лет занятий литературой и театром. Его роман «Мизерные жизни», вышедший в издательстве «Галлимар» в 1984 году, получил премию радиостанции France Culture.
Мне удалось задать вопрос и получить интересный ответ, кто же на самом деле адресат нашего творчества.

В России Виктор Гюго более известен как прозаик. Но во Франции Гюго снискал славу скорее как поэт. Его сборник из 158 стихотворений, собранных в шесть книг «Созерцания», вышедший в 1856 году, считается лучшим образцом французской поэзии. Замыслом книги «Легенды веков» было показать таинственную нить, ведущую человека по лабиринту судьбы через мифологию и историю, через религии и легенды.

Французский писатель, поэт, прозаик и драматург, глава и теоретик французского романтизма Виктор Мари Гюго родился 26 февраля 1802 года в Безансоне, умер 22 мая 1885 года в Париже.  

В 1827 году Гюго пишет драму «Кромвель» и в предисловии к ней излагает принципы романтизма.
«Действительность в искусстве, — разъясняет Гюго, — не есть действительность в жизни. Правда искусства никогда не будет абсолютной реальностью».
Высказывая эту мысль, Гюго не борется против натурализма за синтетический реализм. В ней противопоставление правды-истины — правде-справедливости. Художник должен внимать «природе, правде и своему вдохновению».

Подробнее...

Не хочу ничего, кроме... Света


Не хочу ничего, кроме... Света

Мы все – производное света, и потому должны его постигнуть. Все наши страстные желания, молитвы, устремления направлены к свету.

Мы подсознательно желаем только его, и, на самом деле, всю жизнь гоняемся лишь за ним. А все эти наполнения, все источники наслаждения: еда, одежда, новый автомобиль, - да что бы там ни было, - все это приходит от света!

Только у нас они облачаются в какую-то конкретную форму, уже внутри нас воспринимаются как определенный вид наслаждения: автомобиль, маленький ребенок, семья, тепло, покой, красивый пейзаж, и т.д. Но во всем этом я ощущаю лишь свет, который рисует во мне эти объекты.

Поэтому человека постепенно перестанут интересовать все эти вещи, - он будет стремиться увидеть их источник: сам свет, а не его проявления.

Я уже не захочу иметь этот автомобиль, - ведь что он мне дает? - Наслаждение. Так вот, я желаю наслаждения "в чистом виде", без этого автомобиля. Зачем мне этот кусок железа? Ведь он доставляет мне удовольствие только, когда я на нем езжу, а если не езжу, - то нет и удовольствия. И когда мне надоедают эти поездки, то он просто стоит возле дома. А я ведь ищу наслаждений! Далее...

Развиваясь на протяжении истории, мы стремились раскрыть какие-то более тонкие, ускользающие вещи, волны. И потому сегодня в мире все становится более миниатюрным, количество превращается в качество. То же самое происходит с человеком: вместо познания материального мира, он начинает стремиться к духовным постижениям.

Люди пока еще этого не понимают, но количество самоубийств, террористические акты, распространение наркотиков, огромное число разводов – все указывает на то, что человек ощущает огромный недостаток наполнения, причем, - до такой степени, что не способен его восполнить в своей жизни.

И это признак того, что ему нужен сам свет, а не его замена, которую свет может нарисовать в человеке.

2012 год. Конец света?.. Что нас ждет в 2012 году?

2012 год. Конец света?.. Что нас ждет в 2012 году? 2012 End of the World?..

Ожидание Конца Света в 2012 году
способно сплотить человечество -
- и не допустить “худшего варианта”…
… Но представляют ли нам события 2012 года угрозу?..
Почему многие говорят об угрозе?..

… Данная статья написана на основе материалов с сайтов “Для ищущих Свет истины”… Давайте порассуждаем вместе на тему “2012 - год Великого Перехода“…

Для начала определимся, что же такое “Конец Света”? Конец времён?.. Или…Конец Света - это конец “старого времени” и переход в “Новое Время“?.. В чем это может выражаться? В появлении “новых Энергий” на Земле: то есть “конец Света” соотносится с терминами “Развитие” и “Эволюция”.

“Новое Время” - это новые открытия, новое понимание человеком своего “Я”, своего места на Земле, во Вселенной. “Новое Время” - это новые возможности - для Земли и человека!.. Так ли?..

Подробнее...