Лепка в детском саду

Лепка в детском садуПод словосочетанием лепка в детском садуобычно имеется в виду изобразительная деятельность, в ходе которой дети производят отображение предметов окружающей действительности, делают элементарную скульптуру, используя при этом глину или пластилин.

Процесс создания детьми даже самых элементарных скульптур всегда имеет творческий характер. Так, шарообразный комочек глины малышу представляется мячиком, яблоком или апельсином, а замкнутый глиняный столбик - рулем или баранкой. Также в ходе работы с глиной или пластилином ребенок обретает эстетическое наслаждение, наблюдая ее пластичность, объемность форм, вырисовывающиеся в процессе лепки.

Кроме этого занятия лепкой в детском саду знакомит ребенка с различными свойствами глины и пластилина, с объемной формой, построением и пропорциями объектов, у него формируется точность движений и глазомер, развиваются конструктивные навыки. Если данный вид творчества правильно организован, то лепка в детском садуможет стать излюбленным занятием детей.

Задачи, содержание и виды лепки в детском саду

Во время занятий лепкой в детском саду существуют определенные задачи для воспитателей: воспитание детского творчества, обучение детей изобразительным и техническим умениям, развитие интереса к этому виду деятельности.

Также  лепка в детском саду имеет особое содержание. Практически всегда дети, в отличие от скульпторов, лепят не живых существ, а окружающие предметы. Ведь чаще всего дети лепят не объект эстетического наслаждения, а предмет, с которым после можно играть.

При надлежащем обучении и наставлений воспитателя дети в процессе лепки используют  стеку, осознанно производят подбор каркаса и употребляют их для соединения разрозненных  элементов и для передачи специфических особенностей формы.

Виды лепки в детском саду

Для занятий с детьми применяются три вида лепки:

  • предметную;
  • сюжетную;
  • декоративную.

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.

Чаще всего сюжетом для лепки служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых сказок, повествований. Выразительность сюжетным композициям придает не только то, как умело дети изображают форму, но и то, как они объединяют фигуры в одну композицию изображением действия.

Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью, веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают детские суждения и фантазию.

Хорошо и с удовольствием малыши лепят бусы и другие украшения для кукол, изготавливают декоративные сосуды: подставки для яиц, солонки и вазы для небольших весенних цветов, подносы и стаканы для ручек и карандашей. Такие изделия могут обладать формой листьев, зверей, цветов, их можно красочно расписать гуашью и ангобами.

Декоративная лепка в детском саду способствует обучению детей предварительному обдумыванию темы работы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает условно подбирать роспись и форму предмета. К примеру, солонка в форме цветка, крылья жука или птицы расписываются геометрическим или растительным орнаментом. В процессе работы над декоративной пластинкой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно - красивому декоративному наполнению пространства.

Пример занятия лепкой в детском саду

Тематическое занятие лепкой в детском саду "Курочка" во второй младшей группе.

Целью таких занятий является обучение детей лепки домашних птиц – курочки, прочно и логично соединяя меж собой детали. Сопутствующей целью является закрепление приемов лепки (шар, овал),  скатывания пластилина меж ладонями. В ходе занятий происходит развитие творчества детей, желания самостоятельно дополнять работу добавочными деталями, формировать доброжелательное отношение к различным животным.

Для занятия понадобиться: пластилин, игрушка курочка, стеки, вода, дощечки, тряпочки.

В ходе занятия воспитатель показывает деткам предварительно заготовленную игрушку курочки со словами: «Посмотрите, какая красива курочка пришла к нам на занятие, но ей очень одиноко самой, давайте, слепим ей много друзей-курочек».

Затем обращается внимание на то,  из каких частей состоит курочка: голова, хвост, клюв, туловище и крылышки.

Вначале необходимо разделить на 2 части пластилин. Одна часть используется для лепки головы и туловища, другая понадобиться для изготовления хвоста и клюва. Для формирования туловища необходимо  взять кусочек пластилина и скатать его ладошками, таким образом, изготавливается пластилиновая колбаска. Чтобы создать голову необходимо скатать шар или овал, затем прочно соединить его с туловищем, сглаживающим движением пальцев, с использованием при этом воды. После этого совместно с детьми нужно найти на туловище место, где у курочки находиться хвост, затем надо  прищепнуть и слегка расплющить пластилин. Таким образом, получится хвостик. В окончании работы, на голове немного оттягиваем пластилин, для образования клюва. Специальным стеком рисуются глаза и крылышки курочки. Работа готова.

 

Список потерь

 

Рисунок Алексея Меринова
  Рисунок Алексея Меринова  

Г-н президент, это письмо не только вам, но и всем, кто прочёл предыдущее и не понял (или притворился, что не понял). Оно называлось «Список потерь»; откликов было много; в том числе гневных. Ваших защитников и тех, кто не очень умеет читать, возмутили слова о том, сколько умерло граждан за 20 лет существования «новой России» — «с 1991 по 2010 год 42 502 900. Для них власть Ельцина—Путина—Медведева оказалась пожизненной. А за что? А ни за что. Попали под колесо истории».

Суть гневных откликов: нельзя и нечестно возлагать на президентов России ответственность за смерть миллионов, потому что люди умирают всегда и везде. И эти 42,5 миллиона всё равно бы умерли.

Давайте разберёмся.

Непонимание возникает, когда плохо читают или плохо написано. Газетчик, г-н президент, в отличие от президентских спичрайтеров, старается писать коротко. Главное — мысли и факты; а красивостями и пошлостями промышляет бездарь или тот, кто хочет обмануть.

Когда пишешь о трагических событиях, нет никакой охоты разжёвывать и размазывать. Сознательно пропускаешь общеизвестное, рассчитывая, что и так поймут.

Но в «Списке потерь» (сразу после жуткого числа) есть попытка смягчить факт и объяснить мысль:

«Не значит, что при других правителях они (миллионы) прожили бы намного дольше. Люди умирают везде. Но вот вопрос: чувствовали они себя в конце жизни счастливыми или обманутыми? Ушли, веря в счастливую жизнь детей и внуков или в горькой тревоге за них?»

Подробнее...

Кубофутуризм

КубофутуризмКубофутуризм Локальное направление в русском авангарде (в живописи и в поэзии) начала XX в. В изобразительном искусстве кубофутуризма возник на основе переосмысления живописных находок , кубизма, футуризма, русского неопримитивизма. Основные работы были созданы в период 1911-1915гг. Наиболее характерные картины кубофутуризма вышли из-под кисти К.Малевича, а также были написаны Бурлюком, Пуни, Гончаровой, Розановой, Поповой, Удальцовой, Экстер. Первые кубофутуристические работы Малевича экспонировались на знаменитой выставке 1913г. «Мишень», на которой дебютировал и лучизм Ларионова. По внешнему виду кубофутуристические работы перекликаются с созданными в то же время композициями Ф.Леже и представляют собой полупредметные композиции, составленные из цилиндро-, конусо-, колбо-, кожухообразных полых объемных цветных форм, нередко имеющих металлический блеск. Уже в первых подобных работах Малевича заметна тенденция к переходу от природного ритма к чисто механическим ритмам машинного мира («Плотник», 1912, «Точильщик», 1912, «Портрет Клюна», 1913). Наиболее полно кубофутуристы были представлены на «Первой футуристической выставке «Трамвай В» (февраль 1915 г., Петроград) и частично на «Последней футуристической выставке картин «0,10»» (декабрь 1915 — январь 1916 г., Петроград), где Малевич впервые поразил публику своим новым изобретением — супрематизмом.

Подробнее...

Впечатления о последнем семинаре от Сергея Гордиенко

"Пробуждение – это ответ на вопрос о себе самом, о смысле жизни, о том, зачем я родился и зачем живу.
Пробуждение – это свобода: от всех вопросов, от времени и пространства, от жизни и смерти, от знания и неведения." (с)

"Просветление или Пробуждение – это самое естественное качество жизни человека. В нём нет ничего экзотического или мистического. Это вы сами, ваше подлинное Я, ваша сущностная природа. И эта природа очень проста, естественна и грациозна.

Вы, по своей природе, являетесь ничем иным, как абсолютным, безграничным, бесконечным, чистым существованием, Бытием. Это не отделено от вас и не является чем-то новым, привнесённым или приобретённым. Это просто бытие тем, кем вы являетесь изначально.
С реализацией Пробуждения реализуется цель человеческой жизни. Наступает абсолютное удовлетворение и завершается поиск себя, смысла жизни, Бога. Начинается жизнь, такая, какая она есть – естественная, полная, безграничная, абсолютная."

Михаил Молдованов