Ребенок и искусство

Практическая деятельность ребенка - игра, занятия, выполнение определенных обязанностей - имеет важное значение для его эстетического развития. И особое место в этой практической деятельности занимает то, что мы можем назвать художественной деятельностью ребенка.

Дети тянутся к пению, рисунку, стихам, очень охотно включаются в эти занятия.

Известно, что ранее другого ребенок реагирует на мелодичные звуки пения голоса матери, он затихает и прислушивается к ним на первых же неделях своего существования. Сосредоточивает он свое внимание и на ярком цвете игрушек, висящих перед ним. Это первые реакции на музыкальные звуки и цвет. Они характерны своей эмоциональной окрашенностью.

С ростом ребенка, с созреванием всей нервно-мышечной организации его организма, он уже способен к практическим действиям - подстраивается к певческим звукам, приплясывает на руках взрослого под веселую музыку, перебирает разноцветные колечки, шарики. Развитие ориентировочной деятельности позволяет ребенку приступить к рисунку к концу второго года его жизни.

Дети поют, читают стихи, танцуют. Они не только "исполнители", но и "творцы" - они сочиняют песенки, воплощают свои замыслы в рисунках, в лепке. Это и есть первые творческие проявления. Дети с увлечением слушают стихи, сказки, музыку, рассматривают картинки, т. е. они проявляют большой интерес к восприятию искусства. Вместе с тем они задают бесконечно много вопросов, выясняя непонятное им при слушании или рассматривании. Так они приобщаются к простейшим знаниям об искусстве.

Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном детстве - и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески. Дело взрослых - создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики.



Все понимают, что в своей зрелой и развитой форме искусство не может быть освоено ребенком. И однако ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь. Художественная игрушка, сказка и присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия - вот с чего начинается знакомство ребенка с искусством. Как бы ни были просты эти изделия мастеров искусств - они вводят ребенка в особый, новый для него мир художественных переживаний.

Можно задуматься: почему именно эти несложные художественные произведения могут сыграть особую роль в воспитании ребенка? Взрослый, приобщая ребенка к накопленному человеческому опыту, помогает освоить то, что доступно ему на этом этапе развития. И мир осваивается ребенком не только путем приобщения его к деятельности мышления. Есть путь и художественного освоения действительности. Им овладевает человек в течение всей своей жизни, но в дошкольном детстве этот путь особенно эффективен.

Дело в том, что художественные образы искусства являются специфической формой и отражения, и познания жизни в ее очень конкретных и индивидуальных проявлениях. Чтобы отразить какое-либо явление жизни, писатель, композитор, художник пользуются такими наглядно-конкретными средствами, как музыкальные звуки, поэтические слова, колорит и форма.

Искусство для детей - это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно подчинено тем же законам, хотя и имеет свои особые черты. Но оно также разнообразно по видам и жанрам.

Отбирая произведения для детей, мы опираемся на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого "золотого фонда" выполняет свое незаменимое назначение.

Народное творчество - первооснова, на которой строится приобщение детей к искусству. Каждый народ веками отбирает, шлифует формы, краски, орнаменты на игрушках, мелодии и ритмы песен, движения танцев, меткость и образность языка словесного фольклора. Все это впитывается ребенком с самого раннего детства и становится его достоянием.

Классика выступает как своеобразный эталон, по которому равняются мастера искусств многих поколений. Можно воспринять как чудо, что произведения искусства, созданные много десятков лет тому назад в совершенно иных социальных условиях, продолжают так волновать и радовать маленьких слушателей и зрителей.

Развивая лучшие традиции прошлого, мастера искусств создают и современное искусство. Отвечая на запросы общества, изучая жизнь ребенка и его интересы, они пишут произведения на актуальную тему. Конечно, детям очень близки, понятны образы живой современности. Деятели искусств ведут непрестанные поиски новых способов художественного воплощения. Появляются поэтические обороты, порой непривычные для слуха, своеобразные ритмы стихов, интересные драматургические планы сказок и рассказов. Композиторы находят яркие, свежие звучания, необычные гармонии. В живописи, графике устанавливается новая мера условности изображения, поиски современного стиля - доступного и яркого.

Эта "триада", включающая народное творчество, классику, современное искусство, вносит гармоничность в художественное воспитание ребенка.

Ребенок и искусство

Практическая деятельность ребенка - игра, занятия, выполнение определенных обязанностей - имеет важное значение для его эстетического развития. И особое место в этой практической деятельности занимает то, что мы можем назвать художественной деятельностью ребенка.

Дети тянутся к пению, рисунку, стихам, очень охотно включаются в эти занятия.

Известно, что ранее другого ребенок реагирует на мелодичные звуки пения голоса матери, он затихает и прислушивается к ним на первых же неделях своего существования. Сосредоточивает он свое внимание и на ярком цвете игрушек, висящих перед ним. Это первые реакции на музыкальные звуки и цвет. Они характерны своей эмоциональной окрашенностью.

С ростом ребенка, с созреванием всей нервно-мышечной организации его организма, он уже способен к практическим действиям - подстраивается к певческим звукам, приплясывает на руках взрослого под веселую музыку, перебирает разноцветные колечки, шарики. Развитие ориентировочной деятельности позволяет ребенку приступить к рисунку к концу второго года его жизни.

Дети поют, читают стихи, танцуют. Они не только "исполнители", но и "творцы" - они сочиняют песенки, воплощают свои замыслы в рисунках, в лепке. Это и есть первые творческие проявления. Дети с увлечением слушают стихи, сказки, музыку, рассматривают картинки, т. е. они проявляют большой интерес к восприятию искусства. Вместе с тем они задают бесконечно много вопросов, выясняя непонятное им при слушании или рассматривании. Так они приобщаются к простейшим знаниям об искусстве.

Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном детстве - и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески. Дело взрослых - создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики.

Подробнее...

Внешний враг - не более чем отражение врага внутреннего



Внешний враг - не более чем отражение врага внутреннего



Внешний враг - не более чем отражение врага внутреннего.
Ничего не происходит просто так.
Если исходить из того, что всё условно и относительно, то речь идёт о понимании происходящего, о действиях и влиянии в имеющейся ситуции.

Следует провести анализ ситуации, попытаться разобраться в её составляющих, в возможных факторах, которые могут влиять на ход дела или решения того или иного вопроса.

Что из этого доступно и целесообразно с нашей стороны и как это может повлиять в нужную сторону? Нужная сторона - это не то, на что нас произвольно или непроизвольно провоцируют, а то что нам нужно и то, как нам будет лучше этого достичь в имеющихся обстоятельствах. Подробнее...

Кубизм Kubism

Кубизм – “самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса” (Дж.Голдинг). Художники: Пикассо Пабло, Жорж Брак, Фернан Леже Робер Делоне, Хуан Грис, Глез Метценже. Кyбизм - (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Mнoгиe pyccкиe xyдoжники пpoшли чepeз yвлeчeниe кyбизмoм, чacтo coeдиняя eгo пpинципы c пpиeмaми дpyгиx coвpeмeнныx xyдoжecтвeнныx нaпpaвлeний - фyтypизмa и пpимитивизмa. Cпeцифичecким вapиaнтoм интepпpeтaции кyбизмa нa pyccкoй пoчвe cтaл кyбoфyтypизм. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года – канун первой мировой войны. Новоявленное течение в модернистском искусстве вызвало естественное бешенство среди мещан. За кубизмом в изобразительном искусстве в свое время стоял круг поэтов и критиков, следовавших философии Бергсона, также весьма условно именовавшихся кубистами. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. В 1912 году выходит первая книга кубистической теории художников Глеза и Метценже “О кубизме”. В 1913 году появляется сборник статей Аполлинера “Художники-кубисты”. И только в 1920 году создается считающееся классическим сочинение Канвейлера “Подъем кубизма”. Новаторство кубистов. Если живопись импрессионистов провозгласила условный характер цвета, то кубисты выразили новый подход к реальности через условный характер пространства. Ж. Брак писал: “не нужно даже пытаться подражать вещам, которые преходящи и постоянно меняются, и которые мы ошибочно принимаем за нечто неизменное”. Американский искусствовед Дж.Голдинг писал, что кубизм – “самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса”. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Еще Гегелем (1770-1831гг.) было замечено, что искусство нового времени все более проникается рефлексией, образное мышление вытесняется абстрактным, так что грань между искусствоведением и практическим Метценже "Натюрморт"творчеством становится слишком тонкой. Если в кубизме эта тенденция присутствовала в зачаточном состоянии, то в искусстве

Подробнее...