Искусство в жизни ребенка

Подготовила воспитатель Архипова Г.В.

 

Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через  системы художественных образов, произведений. Каждый  вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной  деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Учитывая особенности искусства (тяготение разных видов искусства к взаимосвязи), важно использовать интегрированный подход к изучению искусства дошкольниками. Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности. Художественное воспитание является частью эстетического воспитания. Оно неотрывно связано с задачами эстетического воспитания, всестороннего развития ребенка. Знакомство с каждым видом искусства предполагает знание истории искусства в целом, особенностей языка искусства (средств выразительности, материалов), форм его произведения.

Таким образом, осуществляется знакомство детей с каждым видом искусства и одновременно раскрывается их взаимосвязь, взаимодействие.

Выделяется народное, профессиональное, самодеятельное искусство. Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии, причем должен учитываться региональный, национальный аспекты. В первую очередь  осуществляется знакомсто с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. Желательно еще в дошкольном возрасте дать детям возможность попробовать свои силы в работе с разными материалами (глина, дерево, ткань, шерсть, бисер и т.д.), а также в различных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованной, игровой).

 

Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию. Ребенку среднего возраста и старшего дошкольного возраста уже должно быть доступно понимание терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства (всевозможных выставок, театральных спектаклей).

Важным элементом знакомства с искусством являются самостоятельная художественная деятельность ребенка, организация специальных выступлений. Выставок детского творчества и т.п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли, отношение, способности и художественные умения.

Сообразно концепции эстетического воспитания искусство в педагогическом процессе используется в трех направлениях: в эстетическом оформлении развивающей среды детского учреждения, в котором протекает жизнь и деятельность детей; в ознакомлении детей с произведениями искусства как явлением отечественной и мировой художественной культуры; в развитии художественного творчества и способностей детей.

 

Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и предстаёт перед воспринимающими его людьми в виде художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами – всеми художниками в различные периоды исторического развития общества. Оно несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений. Искусство расширяет социальный опыт человека, его взаимодействие с природой и обществом, другими людьми. В этом проявляется коммуникативная функция искусства. Оно способствует также познанию окружающего мира через художественные образы в живописи, графике, скульптуре, архитектуре. В процессе обучения, образования детей возрастает просветительская роль искусства.. Изобразительное искусство обладает своим «языком», который помогает художнику выразить свои мысли, чувства, своё отношение к действительности. Образы искусства, благодаря знанию «языка», воспринимаются ярко, живо, формируются чувства, вызывают эмоциональное отношение к событиям и явлениям, помогают глубже воспринимать окружающую действительность.

Приобщение к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок получает первые художественные впечатления. В этот период он эмоционально воспринимает произведения искусства (картину, скульптуру, иллюстрацию, декоративные изделия), постепенно постигает их художественный «язык». Психологи отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое в своём развитии проходит определённый путь становления. Эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определённом этапе развития ребёнка. По данным психологов, восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств, до достижения сути и глубины художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту, в связи с накоплением впечатлений от знакомства с широким кругом явлений, с появлением жизненного опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению и другим мыслительным операциям, ребёнок способен оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и её изображением.  Необходимо активно развивать у ребёнка эстетическое восприятие произведений искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров.

 

Восприятие живописи детьми. Ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием искусства, красоты, нередко оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. С годами это первое, не всегда осознанное, тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство. По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картину бытового жанра и меньше натюрморт и пейзаж. Сюжетная картина привлекает детей интересным, увлекательным содержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на эстетические стороны картины. Натюрморты и особенно пейзажная живопись вызывают интерес у ребёнка изображением предметов, явлений природы, цветовыми сочетаниями, колоритом. В картинах бытового жанра детей привлекают различные темы: спорт, образы животных. Интерес к тематике неодинаков у девочек и мальчиков. Мальчики проявляют наибольший интерес к спортивной и героической темам, а девочки – к миру животных. У отдельных детей отмечается устойчивый интерес к одной определённой теме. Дети 5-7 лет, выбирая «самую красивую» картину, способны руководствоваться эстетическими чувствами, вызываемыми гармонией цвета, яркостью красок, их сочетанием. Дети 3-4 лет, воспринимая картину, как правило, ещё не выделяют эстетические качества, их привлекают способы изображения («потому что рисовали красками»). Осознать и выразить в словах свои эмоции, названные элементарными эстетическими качествами изображённых предметов, ребёнок в этом возрасте не может. Но именно эти качества его привлекают, воздействуют и вызывают радостные эмоции. Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что проявляется в их речи. Дети находят свои поэтические образы для характеристики воспринимаемого явления, используя метафоры, сравнения и другие средства выразительности. Поэтический текст оказывает положительное влияние на восприятие картины, углубляя её восприятие. Он помогает детям осознанно воспринимать выразительные средства, использованные художником, видеть в них средства характеристики образа. Необходимым условием понимания социальной значимости содержания жанровой живописи является личностное отношение к выраженным в живописи социальным явлениям. Оно выступает показателем эмоционального восприятия жанровой живописи, а также немаловажным фактором в процессе формирования социализации личности дошкольника. Большое влияние на восприятие детьми произведений изобразительного искусства оказывает стиль художественного изображения. Лаконичная, яркая по колориту картина вызывает стойкие эстетические чувства. В детском саду необходимо иметь подборку художественных репродукций изобразительного искусства разных видов и жанров.

 

Восприятие детьми графики. Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Ребёнок раннего возраста эмоционально реагирует, увидев красочные иллюстрации, он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым. В этом огромная сила воздействия графики на ребёнка. Она конкретна, доступна, понятна детям дошкольного возраста и оказывает на них огромное воспитательное воздействие. Психологи, искусствоведы, педагоги отмечали своеобразие восприятия детьми графических изображений: тяготение к красочному рисунку, причём с возрастом большее предпочтение они отдают реальной окраске, то же самое отмечается и в отношении требований детей к реалистичности форм изображений. В старшем дошкольном возрасте дети отрицательно относятся к условности формы. Восприятие произведений графического искусства может достигать различной степени сложности и полноты. Оно во многом зависит от подготовленности человека, от характера его эстетического опыта, круга интересов, психологического состояния. Но больше всего это зависит от самого произведения искусства, его художественного содержания, идей. Чувств, которые оно выражает. Рассматривая иллюстрацию, дети дошкольного возраста не только эмоционально откликаются на цвет и форму, но и осмысливают то, что изображено. Художественный образ в иллюстрации воспринимается детьми активно, эмоционально. Своими движениями, жестами дошкольники часто подражают персонажам, они с любопытством рассматривают необычную позу, выражение лица человека. Форма, манера рисунка влияют на характер восприятия, глубину наблюдений. Воспринимая иллюстрации, ребёнок мысленно участвует в изображённых на них действиях героев, переживает их радости и печали. Иллюстрации, где художники используют условные приёмы, искажают форму, грубо нарушают композицию рисунка, дети отвергают, выражают неудовлетворение. Когда иллюстрации вызывают интерес, дети проявляют желание рассказывать, описывать изображенное на картинке. Особенно любимы детьми иллюстрации в книгах о животных, они предпочитают рисунки с изображением зверей, в которых передано полное сходство. Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение даёт возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Не случайно дети выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью. Эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении ребёнка описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произведения. Следует высоко оценить значение иллюстрации в детской книге, так как с её рассматривания начинается другой этап в познании окружающего, дети охотно идут за художником в новый мир живых образов, вымысла, сочетания реального и сказочного. Они с интересом включаются в этот процесс, в эту игру фантазии и воображения.

Восприятие скульптуры детьми. В окружающей действительности дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). При восприятии пластического образа они учатся понимать специфику «языка» скульптуры, так как она даёт трёхмерное изображение предмета в реальном пространстве, обогащает ребёнка новыми способами художественного видения. В отличие от живописи, графики, образы скульптуры имеют реальный объём и специфический материал. Это вызывает у воспринимающего ощущение весомости, тяжести, желания прикоснуться к скульптуре, понять пластическую позу, ритмическую композицию. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, целесообразно, прежде всего, использовать скульптуру малых форм анималистического жанра. Скульпторы-анималисты подчёркивают психологические характеристики животного, отражая его внутренний мир (работы В.А. Ватагина), или стремятся подчеркнуть декоративность, пластичность форм (работы И.С. Ефимова). Для развития эстетического восприятия надо знать художественный «язык» скульптурного произведения.. При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного. Отсутствие знаний о специфике художественного «языка» скульптуры приводит детей часто к неправильным суждениям. Для развития творчества в изобразительной деятельности важны не только навыки и умения, надо научить ребёнка эстетически воспринимать образы искусства разных видов и жанров. С этой целью в детском саду используются произведения изобразительного искусства, но знакомство с ними чаще всего осуществляется посредством рассматривания репродукций, иллюстраций, слайдов. Интерес к скульптуре у детей проявляется в мимике, активных действиях, обследованиях. Они могут самостоятельно охарактеризовать скульптуру, понимают пластику движения, выразительность окраски.    Воспринимая форму во время специально организованного обследования, ребёнок запоминает её при помощи мышечного чувства и одновременно усваивает некоторые способы изображения предметов, фигур.

Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждым ребёнком. Скульптура малых форм анималистического жанра не только эстетически обогащает старших дошкольников, но и даёт им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование у детей начальных суждений, эстетической оценки. В заключение следует отметить, что только комплексное воздействие изобразительного искусства всех видов и жанров будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка, его эстетического восприятия, художественных способностей в творчестве.

 

Искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, оно приобщает к одному из самых сложных искусств, которым необходимо овладеть каждому - это искусство видеть мир. Искусство помогает глубже познать окружающий мир, ярче чувствовать и больше замечать. Таким образом, искусство является особой формой познания и воспитании.

Начала тайного знания. Помощь другим

Когда вы увлечётесь изучением тем наподобие тех, которые описаны в этой книге, вы неизбежно почувствуете потребность рассказать об этом другим людям. Но, вероятно, вы довольно быстро осознаете то, что большинство людей закрыты к альтернативным идеям. Они могут спорить, вести себя с вами, как с сумасшедшим или над вами смеяться. Возможно, лишь один из десяти будет достаточно восприимчивым и открытым новому для того, чтобы вести с вами спокойный разговор, но от остальных подобного ждать не придётся. Не все готовы мыслить вне установленных рамок, и чем дольше человек остается в своих ограниченных взглядах, тем тяжелее ему будет их них выбираться. Из-за этого пожилые люди, как правило, менее восприимчивы к новому, чем молодые. Самый трудный случай – это университетские «всезнайки», которые смотрят свысока на любого, у кого другое мнение. Тем не менее, никогда нельзя точно судить о человеке прежде, чем вы с ним пообщаетесь. Поэтому постарайтесь воздерживаться от упреков до того, как слова и действия других людей будут заслуживать упрёка. 

Подробнее...

Александр Чекалин. РУССКАЯ МИССИЯ ВСЕЕДИНСТВА

двух- и более/местных палатах заведений, где “ножи всегда наточены”, хотя хирурги пускают их в ход далеко не безоглядно, человек, ставший пациентом, быстрее и искренней раскрывает свою душу. Вот некоторые штрихи к ней, русской душе...

Работа оказавшегося в упомянутом заведении милицейского майора состояла в выездах на места самых гибельных автокатастроф в Москве. Кровь, стоны, не передаваемые словами страдания мужчин, женщин, детей. Видеть всё это раз за разом… Подчас 45-летнего офицера пронизывала мысль: пусть уж лучше мучения обрушатся, перекочуют на него самого – настолько они были непереносимы даже со стороны. “Может, эта мысль и подорвала в конце концов мое здоровье”, – рассуждал он сам с собой, но вслух, ожидая решения хирургов.

Работа другого пациента – шофер. Как-то вечером, захлопнув “Графа Монте-Кристо” и остыв от книжных переживаний, он без предисловий стал рассказывать свою жизнь. 15 лет на “Скорой помощи”. Потом, в сумбурное время слома советской власти, – в кооперативах. “Платили аж по 30 рублей в день, почти как министру. Хотя отдача от нас была меньше, чем на госпредприятиях. Сейчас работаю у частников. Ребята, как закончится смена, набирают водки, вина – и в карты. Плохо это, но я и сам иногда подгребаю к ним. Главное спасение от забулдыжных посиделок – дача. Там я даже курей развел и очистил в лесу землю под дополнительный огород”.

А вот еще яркий тип, прошедший Чечню в структурах ФСБ. Он мог без устали вспоминать своего генерала, которого и солдаты, и офицеры звали между собой “батей”. А еще чеченца, добытого с боями в горах. Заросший, но картинно красивый, тот не скрывал своей ненависти к русским. Однако молодой чекист, не раз прострелянный и уже побывавший в руках хирургов, тем не менее, прямо-таки восхищался им. Хотя попади к тому в плен… Восхищался, потому что способность оставаться мужественным до конца – это по высшему человеческому разряду. Особо в наше время отступничества.

Не удержусь упомянуть о профессоре с Украины. Сначала он отказался преподавать в своем военном заведении историю этого государственного новообразования, но потом передумал. Конечно, сама по себе “история Украины” крайне искусственна, а если к тому же следовать спешно испеченным националистическим учебникам, густо замешанным на вражде к “Москве”, то и небезобидна. С другой стороны, размышлял историк, если властям, избранным значительной частью населения новой страны, так уж хочется вычленить себя из истории России, то их тоже можно понять и, так сказать, простить. Враждебность же к великороссам, запись Богдана Хмельницкого в предатели украинского народа и т.п. – всё это можно устранить в процессе живого преподавания…
……………..

Подробнее...

ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРЕДИКТОР ИЛИ МИРОВОЕ ТАЙНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО


 Глобализация. Мировое правительство

Сейчас много говорят и пишут о глобализации, но мало кто по-настоящему понимает смысл этого слова. Как и всякое явление в нашем мире, глобализация имеет два основных аспекта – положительный и отрицательный.
Положительный аспект – это взаимопроникновение и взаимообогащение культур и технологий, дух сотрудничества и сотворчества при решении сложных и трудных задач, стоящих перед человеком, поистине чистая и бескорыстная интернациональная взаимопомощь людям, пострадавшим от стихийных бедствий и ещё многое другое. Однако в настоящей статье мне хотелось бы поговорить не о положительной, а об отрицательной стороне глобализации, но прежде, чем этот разговор состоится, этому отрицательному аспекту надо дать определение.

С моей точки зрения, глобализация в своём отрицательном аспекте – это процесс создания на планете абсолютно нового экономико-политического устройства, в основе которого лежит идея о доминировании крупных интернациональных корпораций над национальными правительствами. Последние обрекаются на выполнение чисто административных и бюрократических функций.
В эпоху глобализации основное предназначение того или иного национального правительства – создание для «акул капитализма» комфортных условий обитания и ведения бизнеса в той или иной стране. Возникает своеобразная конкуренция правительств за финансовые ресурсы и даже за дружеское расположение финансово-промышленной элиты мира. При этом центр руководства, с функциями выработки и принятия решений, влияющих на весь планетарный экономический механизм, переносится в наднациональный орган власти, известный как «глобальный предиктор» или «мировое тайное правительство».
Для читателей, более-менее эрудированных, эти утверждения не будут звучать так же пугающе, как для остальных, ибо классики марксизма-ленинизма ещё на рубеже XIX-XX вв. в своих работах показали, что современное им буржуазное государство фактически превратилось в служаку крупного капитала. В настоящее время эта тенденция достигла своего апогея.

ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРЕДИКТОР ИЛИ МИРОВОЕ ТАЙНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Подробнее...