Нравственность и духовность

 

 

Плохо написанные книги по духовному развитию и самосовершенствованию человека внесли много путаницы в вопросы, которые они наоборот должны были прояснить и сделать понятными неискушенному читателю. Зачастую их авторы ставят слова «нравственность» и «духовность» рядом и употребляют их едва ли не в качестве синонимов, что в действительности коренным образом противоречит исконному значению данных терминов. Достаточно открыть любой словарь, чтобы убедиться в очевидном факте: нравственность и духовность — это не одно и то же. Иначе говоря, нравственный человек не обязательно может быть духовной личностью, а духовный человек вполне может оказаться в высшей степени безнравственным. Нравственность представляет собой совокупность норм, определяющих поведение человека, либо поведение человека, основывающееся на таких нормах. Определение духовности выглядит следующим образом: духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности; стремление к совершенствованию, высоте духа.

Нетрудно заметить, что нравственность относится к сфере межличностных отношений и является характеристикой установленных в обществе правил поведения. Нравственный поступок не обязательно является следствием высокой духовности. Человек может поступать «нравственно» в силу привычки, воспитания или из боязни быть наказанным. Ничто из этого нельзя считать подлинно нравственным поведением, требующим, в первую очередь, осознанность и четкого понимания причин собственных поступков. С точки зрения стороннего наблюдателя человек может вести себя нравственно, но при этом не иметь в душе никаких побудительных мотивов к совершению подобных поступков. Просто он слепо копирует установленные обществом стандарты поведения, чтобы не выглядеть «белой вороной.

Духовность — понятие более широкое, поскольку включает в себя все проявления нематериальной природы человека. Другими словами, к духовной области следует отнести не только нравственное, но и безнравственное поведение, мысли и поступки. Поэтому слово «бездуховность» не имеет смысла, если применять его к человеческой личности, ведь все, что мы чувствуем или мыслим относится в первую очередь к сфере духа. Бездуховными можно называть только животных и то в силу несовершенства наших познаний об их внутреннем мире. Все люди — духовные существа, просто одни в большей степени сосредоточены на материальных вещах этого мира, а другие интересуются вопросами внутренней жизни, поисками истины или смысла собственного существования. Первых следует отнести к категории менее духовных, чем вторые, но называть их совершенно бездуховными было бы неправильно. Их дух скорее спит, чем мертв.

Итак, мы установили, что духовность и нравственность не являются синонимами и что нравственное поведение не всегда является следствием высокой духовности. Осталось ответить на последний вопрос: «Может ли высокодуховный человек вести себя безнравственно?» Существует изрядное количество буддийских историй, в которых порой описывается безнравственное поведение просветленных мастеров (см. Абхайядатта «Львы Будды»), однако мне не хотелось бы приводить эти поучительные и во многом вымышленные истории в качестве серьезных доказательств. Вместо этого я воспользуюсь цитатами из двух книг, в которых приводятся реальные случаи, произошедшие уже в наше время. Так, например, Джек Корнфилд рассказывает: «Я нашел хорошо известного учителя медитации, однако при первом взгляде он показался мне глуповатым человеком; его одеяние волочилось по земле; он курил бирманские сигареты, большую часть дня сидел около храма и совсем не по-монашески болтал с женщинами… Иногда он казался сердитым, иногда занимался пустяками. …Я всякий раз видел, как он сидит, курит сигареты и разговаривает с женщинами; это зрелище ужасно расстраивало мою практику… Мне потребовалось два месяца, чтобы уяснить тот факт, что его внешняя форма не снижает ценности того, что я получил от него. Судить и сравнивать внешние формы, искать в учителе Будду — значит просто создавать для себя новые страдания» («Современные буддийские учителя»). В своей книге «Несвятые святые» Архимандрит Тихон поведал другую историю о том, как отец Рафаил, пришедший в храм служить литургию, обнаружил там пьяного хулигана, прикуривающего от лампады у иконы Божией Матери. Отец Рафаил выволок его из храма и ударил с такой силой, что едва не убил. По правилу святых апостолов, священник, ударивший человека, подлежит каноническому наказанию и запрещается в священослужении, однако отец Рафаил был прощен. Поступки буддийского наставника и православного священника были безнравственными, поскольку нарушали установленные для них нормы поведения, однако они ни в коем случае не свидетельствовали об их «бездуховности».

Из сказанного вовсе не следует, что высокодуховный человек может вести себя как ему вздумается. Основная задача наставника заключается в том, чтобы помочь ученикам возвыситься над собой и перейти в новое состояние осознанности. Для этого годятся любые подходящие методы, в том числе и описанные в дзенских коанах случаи физического насилия и даже членовредительства. Здесь, правда, следует сделать существенную оговорку. Многие лжеучителя используют подобные истории, чтобы оправдать собственное недостойное поведение в глазах своих последователей. Иначе говоря, не всякий, кто бьет ученика по голове палкой, является просветленным мастером, даже если он приписывает себе такое качество. При этом отличить настоящего учителя от ложного не так трудно, как кажется. Достаточно лишь взглянуть на его учеников, чтобы понять, помогает ли он им продвинуться по пути саморазвития личности или наоборот всячески этому препятствует. Нетрудно заметить, что одним из основных отличительных признаков тоталитарных обществ является запрет на добровольный выход из секты, чего мы не наблюдаем ни в одной из мировых религий. В буддизме ученик всегда волен поменять учителя, если тот по каким-то причинам его не устраивает. И точно так же в христианстве человек совершенно свободно может выбрать себе другого духовника в том случае, если не получает должной помощи и наставлений.

Высшая цель учителя заключается в освобождении ученика от оков суетной повседневности посредством пробуждения в нем внутренней силы, которая поможет ему двигаться вперед без помощи наставника. Некорректное или ложное толкование терминов позволяют нечистым на руку дельцам продавать под видом «духовности» и «нравственности» все, что им вздумается, совершенно не заботясь о последствиях своих поступков. В результате их деятельности значение этих слов было размыто до полной потери смыслового содержания. Исходя из приведенных выше определений, духовным развитием можно назвать все что угодно: чтение философских книг, изучение Кама Сутры и даже террористические акты шахидов, которые верят, что совершение самоубийства открывает им прямую дорогу к Богу. Однако здесь мы имеем дело отнюдь не с духовностью, а с различного рода помутнениями и одержимостями. Человек может быть одержим приобретением новых и совершенно не нужных ему знаний или в состоянии помутнения рассудка взорвать себя вместе с ни в чем неповинными людьми. Все это при наличии изощренного ума можно подвести под понятие «духовность». Чтобы исключить эту путаницу из наших рассуждений, следует вычистить из определения духовности все лишнее и наносное. Проделав это, мы в конечном итоге придем к более точному слову, характеризующему внутренние потребности человека в саморазвитии личности, и словом этим будет «осознанность». Именно осознанности ищут духовные странники, в независимости от того, к как каким философским или религиозным учениям они себя причисляют. Обладать осознанностью значит уметь избавляться от собственных привычек и страхов, смотреть на мир широко открытыми глазами, а не опутывать его всевозможными концепциями и теориями, и учиться отличать то, что по-настоящему имеет значение, от суетного мельтешения порочных иллюзий. Таким образом, говоря о духовности, мы имеем в виду в первую очередь высокую степень осознанности, незамутненную никакими омрачениями и одержимостями.

Развитие и совершенствование

Путаница иного рода возникает при неправильном понимании и употреблении слов «развитие» и «совершенствование», которым многие безосновательно приписывают сугубо положительное значение. Считается, что в процессе развития или совершенствования человек и все общество в целом становятся лучше, однако прямой связи между этими понятиями нет. Вопрос о том, стало ли общество лучше в процессе своей эволюции, относится к разряду спорных, и ответ на него во многом зависит от личного опыта и предпочтений каждого конкретного человека. Некоторые считают, что да, другие имеют на сей счет прямо противоположное мнение. На мой взгляд, не подлежит сомнению, что за последние пять тысяч лет человечество существенно усовершенствовало механизмы массового порабощения и истребления людей, пройдя долгий путь от камня и дубины до газовых камер и атомных бомб. Лично я сомневаюсь, что подобное развитие можно назвать благом для тех, кто пал жертвой технического прогресса и ошибочных представлений о цивилизованности.

Не лучшим образом дела обстоят и в духовной сфере, поскольку многое из того, что мы привыкли называть «духовным развитием», на самом деле таковым не является. Например, вопреки расхожему мнению, буддисты вовсе не занимаются «самосовершенствованием», продвигаясь через бесконечную череду перерождений к более высокому в нравственном смысле состоянию личности. Основная задача буддизма — это освобождение от вечного круговорота сансары, а не прогресс каждой отдельной личности. Вера в существование индивидуального Я вообще считается в буддизме главным грехом, потому что из нее рождаются все остальные заблуждения и омрачения. Там, где появляется убежденность в существовании собственного Я, тут же возникают понятия «мое» и «чужое» и все многочисленные беды, которые с ними связаны. С другой стороны, в христианстве присутствует вера в существование души, однако главной целью эта религия также считает отнюдь не развитие личности, а ее постепенное восхождение к Богу посредством очищения от грехов и отказа от своеволия ради исполнения божественных заповедей и повелений.

С приходом эпохи капитализма, ориентированной на преувеличенное восхваление и пестование индивидуальности, старые религии с их призывом к преодолению эгоизма во имя любви к Богу или к освобождению от всех желаний начали стремительно терять популярность. Капитализм призывает каждого заботиться прежде всего о своей собственной выгоде, потакать своим желаниям и ставить себя превыше всех остальных. Результатом широкого распространения подобных идей стал колоссальный кризис доверия в обществе, взрывной рост преступлений, совершенных по корыстным мотивам, и дискредитация религиозных институтов, мешающих превращению планеты в глобальный супермаркет. В обществе, где никто никому не доверяет, возникла огромная потребность в армии безликих чиновников и полицейских, следящих за соблюдением законов столь же абстрактных, как и вся государственная машина. А поскольку поддержание этой машины в работоспособном состоянии требует огромных средств, возникла необходимость в постоянном увеличении темпов производства и потребления товаров и услуг, значительная часть которых вовсе не нужна обществу. Сегодня многим людям достаточно работать всего по 10 часов в неделю, чтобы обеспечить себе и другим достойное уровень благосостояния, о котором не могли и мечтать их прадеды, однако капиталистическая систем нашла в человеческих желаниях неисчерпаемый источник ресурсов для своего развития.

Все религиозные и философские системы, ориентированные на обуздание желаний, были осмеяны, либо вовсе уничтожены, причем зачастую вместе с их приверженцами. От людей сегодня требуется только потреблять желания и желать потребляемое другими. Однако печальный пример Советского Союза показал, что люди не могут комфортно существовать в религиозном вакууме, поскольку в них сохраняется не всегда осознанное желание верить во что-либо. Для таких искателей духовности были изобретены всевозможные эзотерические и магические учения, построенные на основе все той же идеологии эгоистического самовозвеличивания и увеличения потребностей. Древние религиозные учения и магические практики подверглись существенному упрощению и искажению, после чего они легко превратились в востребованный товар на рынке «духовных услуг». Нет нужды перечислять книги вроде «Дзен для менеджеров» или «Дао и рост продаж» — это лишь верхушка айсберга. В скрытой же его части проводится непрерывная и постоянная работа по перемалыванию идей, появившихся в докапиталистическую эпоху, в однородный продукт, разжигающий желания тех, кто потерял контроль над собственными потребностями. Больше денег, больше власти, больше желаний — таковы основные идеи популярной литературы по саморазвитию и самосовершенствованию, заполонившей Интернет и полки книжных магазинов. Развиваться в подобных условиях — означает раздувать собственное эго до масштабов Вселенной, пока вокруг не останется ничего, кроме всепоглощающего «хочу!».

Конечно, человек, который учится больше зарабатывать и потреблять, тоже по своему развивается и самосовершенствуется, однако вряд ли можно считать прогресс такого рода развитием личности. Человеческая личность ничего не приобретает от нового автомобиля или телевизора, но по дороге к этим желанным вещам теряет драгоценное время, вернуть которое будет уже невозможно. Все вещи рано или поздно отправятся на помойку, удовольствие от их потребления сотрется из памяти, и никто не вернет человеку жизнь, потраченную на добывание бесчисленных игрушек, не нужных даже их создателям. Точно также некоторые люди тратят десятилетия на чтение эзотерической литературы и проведение магических ритуалов и в результате остаются у разбитого корыта. В конечном итоге они не получают ни власти, ни мудрости, ни даже уважения со стороны окружающих. За примерами далеко ходить на надо: многие члены прославленного магического ордена «Золотая Заря» умерли в нищете и позоре, как Алистер Кроули. Их более деловитые продолжатели сколачивали неплохие состояния, обманывая простаков, но и они лишь служили в качестве идеологической подпорки для капиталистической пропагандистской машины, прославляющей эгоизм и тотальное недоверие.

Слова «развитие» и «потребление» слишком тесно связаны в сознании современного человека, поэтому, если мы не хотим попасть в ловушку, расставленную для нас безликими идеологами новейшей эпохи, мы должны выявить самую суть слова «развитие» по отношению к духовности или, как мы установили выше, осознанности. Обратившись к авторитетнейшим текстам мировых религий, мы обнаружим, что наиболее подходящим синонимом будет слово «очищение». Иначе говоря, под «духовным развитием» следует понимать очищение сознания от всевозможных омрачений, иллюзий, навязанных желаний и потребностей. Прославленные мудрецы и великие учителя прошлого обладали таким очищенным сознанием, благодаря которому они проникали в суть вещей и помогали другим людям вырваться из суетной повседневности, поработившей их сознание и завладевшей их жизнями. Именно к чистоте собственного сознания следует стремиться всякому, кто желает вступить на путь духовного развития и прожить свою жизнь, наслаждаясь каждым ее мгновением.

 

 

Неопластицизм

НеопластицизмНеопластицизм - одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландским живописцем П. Мондрианом и др. художниками входившими в объединение "Стиль". Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов). Neo-plasticisme (Nouvelle plasti- que) Этот термин появился в Голландии в XX веке. Пит Мондриан определил им свои пластические концепции возведенные в систему и защищаемые группой и журналом "Стиль" ("De Sti- ji") основанными в Лейдене в 1917. Главной чертой неопластицизма было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Пересечение линий под прямым углом - первый принцип. Около 1920 к нему добавился второй который убирая мазок и подчеркивая плоскость ограничивает цвета красным синим и желтым т.е. тремя чистыми основными цветами к которым можно добавить только белый и черный. С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти за рамки индиви дуальности чтобы достигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира. Теории неопластицизма и его цели были сформулированы в журнале "Стиль". В 1920 Мондриан выпустил брошюру "Неопластицизм" изданную в Париже галереей Эффор модерн . Некоторые письменные работы художника были собраны в книгу и опубликованы в 1925 издательством Баухауза под названием Neue Gestaltung . Концепцию пересекающихся под прямым углом линий приняли художники группы "Стиль". Под их влиянием Мондриан высказался за использование только основных цветов. Исторический вклад неопластицизма в живописи связан с творчеством Мондриана в области же практики - с распространением влияния группы "Стиль".

Отличная модель KrAZ 255B из бумаги!

Апокалипсисы мнимые и реальные

Апокалипсисы мнимые и реальные

28 мая в зале ДК им. Луначарского прошла очередная встреча Николая Викторовича Левашова с читателями. После предыдущей встречи прошло почти два месяца, поэтому она была особенно долгожданной. Как всегда зал был заполнен «под завязку», с трудом вмещая всех желающих попасть на встречу, несмотря на размещение в зале дополнительных стульев. На встречи с Николаем Левашовым приезжают соотечественники со всей нашей Родины и из других стран, на пути к просветлению знанием, на пути к истине. Современная наука и объективная реальность

В самом начале встречи Николай Викторович напомнил, что когда говорят: «у каждого своя истина, своя правда» – это ложь, потому что у каждого может быть только своё понимание, что такое истина, и оттого, правильно ли мы, например, понимаем, что такое Солнце – Солнцу до «лампочки» - оно как светило, так и будет светить, независимо оттого, как мы считаем: вращается ли оно вокруг нас, или мы вращаемся вокруг Солнца, как оно светит, какие процессы в нём происходят. Если проанализировать историю науки, то вариантов, как работает Солнце, существовало множество, и каждый автор считал, что это единственно верное понимание вопроса. Но это как-то влияло на Солнце? Нет. Правильное понимание нужно не природе, не Солнцу, правильное понимание нужно человеку, который познает, а самообман, какой красивый бы он ни был, вредит только самому человеку. Процессы в природе многогранны, поэтому, чем больше нюансов будет усвоено, тем будет проще идти дальше. Многие интересуются, можно ли пройти путь развития за одну земную жизнь - конечно можно, только если правильно идти: если не идти вокруг всей планеты, чтобы переместится на один метр, а сделать один шаг, но в правильном направлении. Просто никто не знает, куда необходимо сделать этот шаг, и его сначала необходимо увидеть. Или можно пройти по привычному руслу вокруг всей планеты, чтобы переместится на один метр. Вопрос в том, как подходит человек к пониманию, к познанию. Идёт шаблонными методами, начинает искать то, что привычно, удобно, где не нужно идти против течения, или идёт против течения. Николай Левашов оказался их тех «дураков», кто всегда идёт против течения, но «кое-что» из этого получилось. Кому-то в этом пути везет, кому-то нет, но даже если не везет, отрицательного опыта не существует, потому что отрицательный опыт, науки к примеру, становится также положительным опытом, потому что если кто-то прошёл в определенном направлении и ничего там не нашел, то он должен об этом честно заявить, и тогда уже другие, которые не знают, куда идти, не пойдут туда, куда не нужно идти. То есть, это поможет другим в поиске правильного направления. Любой опыт – положителен. Самое главное, искать не себя, а истину, и когда человек путает одно с другим, когда ищет своё место в какой-либо системе, это сильно отличается поиска истины. И, к сожалению, тех, кто ищет истину, очень мало, по тем или иным причинам.

Подробнее...