Астрономы объяснили расположение Луны относительно Земли

Взаимное расположение Луны и Земли. Хорошо видна неправильная форма земного спутника. Иллюстрация авторов исследования
Взаимное расположение Луны и Земли. Хорошо видна неправильная форма земного спутника. Иллюстрация авторов исследования

Астрономы объяснили расположение Луны относительно Земли

Астрономы объяснили, почему Луна повернута к Земле именно равнинной стороной. Статья ученых появилась в журнале Icarus, а ее краткое изложение приводится в блоге одного из авторов работы Одеда Ахарансона. Там же можно посмотреть анимацию постепенного замедления земного спутника.

Луна повернута к Земле всегда одной стороной или, как говорят ученые, находится в спин-орбитальном резонансе типа 1:1. Обратная сторона земного спутника покрыта горами, в то время как смотрящая на Землю половина состоит преимущественно из равнин. Расчеты показывают, что в системе Земля-Луна конфигурация, при которой Луна смотрит на Землю горной стороной, является более энергетически выгодной.

В рамках работы ученые использовали компьютерное моделирование. После своего формирования в результате столкновения Земли с Тейей (тело размером с Марс) примерно 4,5 миллиарда лет назад земной спутник вращался вокруг собственной оси достаточно быстро, постепенно замедляясь. Как показало моделирование, скорость замедления - важный параметр, непосредственно влияющий на то, какой стороной Луна в конечном счете будет смотреть на Землю.

Как показала статистика, при известной на настоящий момент скорости замедления вероятность того, что она попадет в резонанс равнинной стороной, составляла примерно две трети. Таким образом, с точки зрения статистики существующая конфигурация Земля-Луна является наиболее вероятной.

В середине февраля 2012 года в Nature Geoscience появилась работа, авторы которой установили, что тектонические процессы на Луне шли дольше, чем считалось до сих пор. В частности, они определили, что грабены на земном спутнике формировались даже 50 миллионов лет назад (ранее считалось, что эти процессы прекратились сотни миллионов лет назад).

Открыт секрет вечной молодости

В организмах двух видов морских животных открыли механизм, обеспечивающий этим животным бессмертие. У людей появилась надежда на обретение вечной молодости, необходимость которой вызывает сомнения.

Ровно 40 лет назад российский ученый Алексей Оловников предложил теорию старения и смерти, ключевым моментом в которой было явление укорочение хромосом при каждом делении клеток. При этом делении по наследственной молекуле ДНК, как резец по заготовке на токарном станке, передвигается специальный фермент полимераза, который "прочитывает" генетический код и по нему воспроизводит еще одну молекулу ДНК.

Однако этот фермент "не умеет" синтезировать копию ДНК полностью. Концевая часть этой молекулы, которая называется теломерой (от греческого "кончик"), остается не прочитанной и в новой клетке ДНК оказывается укороченной. После многих циклов деления клеток ДНК сокращается настолько, что утрачиваются те ее части (гены), которые отвечают за важнейшие функции организма. Наступает биологическое старение и смерть клеток. И соответственно всего существа, в том числе человека.

Однако есть и другой фермент - теломераза, который "умеет" достраивать теломеры. Но этот фермент блокирован во всех клетках, за исключением половых и раковых, именно поэтому бурно разрастаются раковые опухоли. Причина блокировки теломеразы в организме большинства животных и человека, по-видимому, в том, что с эволюционной точки зрения природе "не выгодно" вечное существование организмов. Накопление стариков, пусть даже в хорошей физической форме (вечная молодость), приводит к вырождению вида.

За выделение этого фермента и фактическое подтверждение теории Алексея Оловникова в 2009 году австралийской исследовательнице и двум американским ученым была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине. Отсутствие в списке лауреатов фамилии Оловникова вызвало справедливое возмущение в мировом научном сообществе. Но скандал не кончился ничем, Нобелевский комитет, как обычно, не комментирует коллизии такого рода. Любопытно, что сам Алексей Оловников в последние годы предлагает иную теорию старения.

Известно, что некоторые живые существа бессмертны, то есть если и погибают, то не в результате старения, а вследствие несчастного случая или, например, кто-то их просто съел. К таким существам относятся морские животные асцидии и морские звезды, которые размножаются почкованием. Очевидно, что у этих животных должен существовать какой-то механизм возбуждения теломеразы, в противном случае новые особи окажутся бракованными и в конце концов нежизнеспособными. Этот механизм был только что открыт учеными из шведского Гётеборгского университета.

Механизм возбуждения активности теломеразы может быть использован и для предотвращения старения людей, поскольку гены, управляющие этой активностью, у человека и асцидий очень схожи, как говорит один из авторов открытия Хелен Нилльсон Скёльд.

Считается, что жизнь зародилась в морях, так что не исключено, что именно морские животные помогут человеку в достижении мечты о вечной молодости. Но вот нужна ли она конкретному человеку и человечеству как виду? Несомненно, что бессмертный все равно когда-нибудь да погибнет, ведь падающего с карниза кирпича, автоаварии и удара током в ванной никто не отменял. А что может быть страшнее смерти бессмертного существа?
Источник: "Известия"

Мысли в поезде...

Мрак лежит,

тропка бесконечная

всю ночь бежит

словно вечная.

 

Тропкою бегут

мысли по стуже.

Я сижу тут,

а они снаружи.

 

Они вроде рядом,

а когда догоняю,

словно под ядом

поймав, тут же роняю…

 

Не догнать мне себя!

И ту не поймаю

за которой бегу,

а за кем - не знаю…

Гиперреализм hyperrealism

ГИПЕРРЕАЛИЗМ (hyperrealism - англ.), или фотореализм (photorealism — англ.) — худож. течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографии, воспроизведении действительности. И в своей практике, и в эстетических ориентациях на натурализм и прагматизм гиперреализм близок к поп-арту. их прежде всего объединяет возврат к фигуративности. Выступает антитезой концептуализму, не только порвавшему с репрезентацией, но и поставившему под сомнение сам принцип материальной реализации худож. концепта.
Магистральным для гиперреализма является точное, бесстрастное, внеэмоц. воспроизведение действительности, имитирующее специфику фотографии: принцип автоматизма визуальной фиксации, документализм. гиперреализма акцентирует механич., “технологич.” характер изображения, добиваясь впечатления гладкописи при помощи лессировки, аэрографии, эмульсионных покрытий; цвета, объемы, фактурность упрощаются. И хотя излюбленная проблематика гиперреализма — реалии повседневной жизни, городская среда, реклама, макрофотографич. портрет “человека с улицы”, создается впечатление статичной, холодной, отстраненной, отчужденной от зрителя сверхреальности. Подробнее...